Законопроект «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», или, как его попросту называют, о налоговой амнистии, призван вернуть в Россию выведенные из нее капиталы. Идея принадлежит президенту Владимиру Путину. Выступая еще в апреле 2005 года с ежегодным посланием Федеральному собранию, он заявил, что деньги должны работать на российскую экономику, а не оседать в офшорных зонах. Но, хотя Минфин откликнулся на этот призыв довольно оперативно - в августе 2005 года первый вариант законопроекта был готов, затем его отложили в долгий ящик. Кабинет министров отверг предложенный проект, посчитав, что следует уменьшить ставку сбора, включить в «амнистируемые» пункты имущество и убрать требование переводить капиталы в российские банки. Вторая версия документа появилась в октябре 2005 года. В ней были учтены все пожелания, за исключением снижения сбора: Минфин настоял, что 13% отчислений с амнистируемого капитала должны поступать в казну.
Однако Госдума приняла законопроект в первом чтении лишь в последние дни весенней сессии 2006 года. Депутатам законопроект не понравился. «Предложенный правительством вариант освобождает от необходимости еще раз платить налог, но не от ответственности за нарушения этих законодательств, от уголовной ответственности. Какой нормальный человек в этой ситуации на это пойдет? Первое условие амнистии: люди должны быть уверены, что им за это ничего не будет», - возмущался зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Лишь когда до намеченного срока начала амнистии - 2007 года - остался всего месяц, чиновникам и депутатам удалось прийти к окончательному согласию.
Задержка привела к тому, что амнистия вступит в силу на два месяца позже - с первого марта 2007 года.
«Под упрощенным порядком декларирования доходов понимается уплата физическими лицами декларационного платежа без представления документов о видах и источниках доходов», - уточнили законодатели.
Сама процедура в итоге выглядит так: любой желающий, помимо уже осужденных за налоговое преступление, может перевести на счета территориальных органов федерального казначейства 13% от суммы, которую хочет «легализовать». Эти деньги пойдут в региональные бюджеты в качестве неналогового дохода. Операцию можно производить из любого коммерческого банка в наличном или безналичном виде.
«При этом плата за перечисление декларационного платежа не взимается», - отмечают депутаты.
Свидетельством того, что гражданин больше ничего не должен государству и освобождается от ответственности по 198-й статьей УК (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица), станет квитанция о перечислении платежа в казначейство. После этого считается, что он подал все необходимые декларации, а в случае «получения доходов от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой» даже заплатил ЕСН.
Важно, что информация о декларируемых суммах не будет доступна налоговикам. Зато подтверждение подлинности квитанции смогут запросить правоохранительные органы.
С этой целью документы, подтверждающие уплату декларационного платежа, будут сохраняться до 1 января 2012 года.
Экспертам обещания конфиденциальности кажутся сомнительными. Особенно на фоне ведущихся переговоров между Федеральной налоговой службой и банками об обмене информацией о налоговых платежах и кредитоспособности заемщиков. «В настоящее время при наличии подозрений в недобросовестности налогоплательщика налоговая инспекция изымает дополнительные документы при участии правоохранительных органов», - напоминает эксперт Экономической экспертной группы Анна Васильева.
Это не единственный спорный момент в законе.
По мнению экспертов, проект был изначально провальным. «Есть масса способов вернуть деньги, находящиеся в иностранных банках, в Россию - через дивиденды, через банковские вклады, через рынок ценных бумаг, - говорит управляющий партнер юридического бюро «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов: «Наверное, кто-нибудь и задекларирует свои доходы, но не думаю, что таких будет много». «Непонятно, какая выгода человеку идти и платить эти 13%», - соглашается Васильева.