Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Жил такой парень. Анатомия зла в фильме «Сжигатель трупов»

Редкий… да что там, уникальный случай, когда пишу о фильме 58-летней(!) давности. Чехословацком (уже давно и страны такой нет). Чёрно-белом (заявка на нео-нуар, извините за выражение). Совсем недавно о нём услышал, как кто-то специально когда-то его спрятал и забыл.

Впрочем, а почему не специально? «Сжигатель трупов» снимался в роковом для чехословацкого народа 68-ом. В тот год в столицу и другие крупные города страны социалистической ориентации вошли советские танки, чтобы погасить разгорающееся пламя «пражской весны». Это была их Перестройка, которую просто-напросто раздавили (что не получилось у нас в 91-ом). Представляете общественное напряжение на тот момент? И тут появляется в прокате фильм, где буквально препарируется подлость человеческой натуры в условиях наступающего тоталитаризма. И неважно, что речь о конце тридцатых, а впереди оккупация фашистской Германии. Аналогии и подтекст читались даже без лорнета.

А ещё в картине упоминается «еврейский вопрос» ( Холокост). «Ах, куда же без этого!», - всплеснёт руками патриотично настроенный зритель, вспоминая недавних лауреатов «Оскара». Но штука в том, что для Чехословакии это был первый прямой киноразговор о природе их национального антисемитизма (не такого лютого, как в соседней Польше, и всё-таки).

Тут полезно знать, что режиссер картины Юрай Герц провёл детство в… концлагере Заксенхаузен. Потом он рассказывал, что полицейский, дежуривший у кинотеатра в их маленьком словацком городке, пускал его, сопливого, на любые фильмы с любыми возрастными ограничениями – «Юрай в этой жизни уже ВСЁ видел и пережил».

«Сжигатель трупов» в чём-то можно назвать предвестником триумфатор 96-го «Оскара» «Зоны внимания». Но в новом исчадием ада предстаёт комендант концлагеря, для которого кошмар стал неотъемлемой и повседневной частью обычной жизнь. В старом – это обычный обыватель, но с «оригинальной» профессией.

Вы когда-нибудь задумывались, кто идёт работать в палачи (отставим «Зелёную милю», это сказка)? Или в могильщики, сколько бы там не платили. Не хочу обидеть патологоанатомов… но тоже не понимаю.

В предвоенной Чехословакии живёт пан Копфкингл, занимающий должность директора городского крематория. По его же словам, он работает в этом социально ориентированном бизнесе уже 25 лет. Совсем нестарый, то есть пришёл в «утилизацию плоти», что называется, с младых ногтей на рядовую должность и упорно шёл вверх, выбрав главным делом своей жизни. Обеспеченный буржуа, уважаемый гражданин, счастливый семьянин… мечта миллионов и миллионов.

Интересный нюанс – главную роль исполняет тот же актёр, что играл бравого солдата Швейка (Рудольф Грушинский). Кто помнит бессмертное произведение, тот легко представит меру того обаяния.

Есть популярное мнение – счастлив тот, кто ходит на работу как на праздник. Тут есть несколько составляющих – одно, непременное, это верить в её полезность, быть художником в своей профессии. Карл Копфкингл как раз тот случай – «мы работаем, чтобы облегчить страдания… люблю красоту… я – романтик» рассказывает он каждому встречному и поперечному. Но таким тоном, что изнутри так и лезет гнильца.

Карлуша аккуратен до патологии… даже любовницу из борделя он посещает одну и ту же хотя есть и моложе, и красивее, в определённое время и с обязательной проверкой на сифилис. Прилизанная жидкая прическа с безукоснительным пробором в сочетании с круглым масляным лицом делают из него возмужавшую копию Мальчиша-Плохиша в известном советском фильме.

К работе своей относится творчески - то обед с музыкой в зале прощания устроит, то прогулки по колумбарию. И детишек своих приучает к этому миру, создаёт, так сказать, трудовую династию. Прекрасный актёр… в его исполнении знаменитая швейковская хитринка трансформировалась в самодовольную тупость.

Вроде бы успешный во всех смыслах человек всё равно ждёт своего звёздного часа. И он приходит вместе с нацистской идеологией и немецкой оккупацией. Наш герой уже мечтает об идеальной утилизации «слабых звеньев», в чём видит спасение всего человечества и собственную «высшую миссию». И вот уже перед нами готовый фюрер местного розлива.

И всё бы хорошо… если не расовая теория, встающая на пути к личному успеху. Карл даже сдаёт кровь, чтобы определить у себя количество немецкой. Увы, это не по силам никаким медикам.

Зато товарищи по новой партии предупреждают, что камнем преткновения может стать жена-еврейка, ранее не создававшая никаких сложностей и только в ужасе наблюдавшая за превращением заботливого недалёкого мужа в законченного монстра. И дети, они же, о ужас, полукровки. Их конец предопределён… как и было наяву в разных странах при тоталитарных режимах.

Психоделический хоррор с элементами чёрной комедии? Скорее, пророчество на долгие времена – бойтесь таких «маленьких людей», из них легче всего растить палачей.

P.S. Юрай Герц действительно ничего не боялся. Он согласился убрать из первоначального варианта картины только последнюю сцену – в Праге с советскими войсками посетители кафе рассуждают, куда делся «Карл из крематория».

Потом «Сжигатель трупов» всё равно лёг «на полку», а режиссёру пришлось покинуть страну на время. Но это, как любят говорить, совсем другая история. 

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Сентябрь 2025 (140)
Август 2025 (372)
Июль 2025 (399)
Июнь 2025 (402)
Май 2025 (395)
Апрель 2025 (408)







Деньги


все материалы
«    Сентябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
(Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 81713 от 10.11.2021, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20