Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Душа ждала чего-нибудь. В фильме Натальи Кончаловской «Первый снег»

Дебютная полнометражная лента молодой режиссёрки вошла в показ VI Международного кинофестиваля Arctic open. Так что к ней особое внимание.

Почувствовали, как что-то торкнуло внутри при прочтении фамилии автора картины? Да-да, интуиция вас не обманула, это одна из киновнучек басне- и гимнописца Сергея Михалкова, дочка режиссёра Андрея Кончаловского и племянница Михалкова всея Руси Никиты. К таким особое внимание, тем более что вышеперечисленные родственники далеко не идеальные люди.

О детях её круга говорят – родилась с золотой ложкой во рту. В случае с Натальей, как минимум, с золотым луидором. Появилась на свет в Лондоне, счастливое (а какое?!) детство провела между центром Москвы и Николиной горой. Так рвалась продолжить кинодинастию, что звёздный папа «от греха» отправил дщерь в Париж изучать политологию. Но и там грех случился, Наталья стала изучать кинодело не где-нибудь, а в Сорбонне. Покурите, вгиковцы…

Папа сдался и пригласил непослушную, но упорную, поработать на «Рае». Потом благословил на самостоятельное творчество.

Не мною сказано, что дети за грехи отцов не отвечают. Но атмосфера, в которой они воспитывались, примеры старших обязательно скажутся в будущем, на творчество не в последнюю очередь. Мы помним, что папа Натальи не только режиссёр с мировым именем, но и не менее известный ловелас с сомнительной славой эгоцентрика в межличностных отношениях, чего он сам никогда не скрывал от общественности. Просто помним.

Девушка из звёздной семьи с большим опытом европейской жизни в своём полнометражном дебюте выбрала для препарирования отношения в женской семье. Уточню, в московской, в аналогичной провинциальной вообще бы жесть была.

Средней российский класс? Можно сказать и так при всей расплывчатости этой формулировки. Живут в доме сталинской постройки, такие на выселках не встречаются. Мать – риелтор, в столичном сегменте этой профессии заработки вполне достойные. Однако экономит на своей одежде, всё для дочери. По вечерам пишет любовный исторический роман. Представляя себя в главной роли, не чураясь эротических сцен. Пишет, скорее всего, в стол, некая форма творческо-сексуальной сублимации. Одинокая, что крупными буквами написано поперёк этого образа.

Дочь – выпускница МГИМО(!), мечты всех московских яппи со времён социализма. Раньше это была стопроцентная путёвка в загранку, качество страны зависело не только от успехов в учёбе, но и от родительских связей, дипломат профессия династийная. Однако героиня нашей истории проходит практику «на вылет» в консалтинговой фирме. Как поменялись вчера ещё незыблемые ценности. Одинокая… потому что никакая, высокая бледная моль, проживающая жизнь своей матери. 

Такое, по крайней мере, создаётся впечатление. У обеих бесконечный «день сурка», заканчивающийся вечерним просмотром фильмов в общей постели. Хорошо, что до инцеста не доходит.

Без лишних слов (и наводящих сцен) понятно, что Кристина (так зовут дочь) не видит себя в консалтинговом будущем (примерно как Наталья К. в политологии) и ходит на заранее опостылевшую работу в угоду матери, которая так гордится умной дочерью. Но, оказывается, у девушки есть вторая тайная жизнь – занятие айкидо, где она выросла до уровня тренера и может запросто отметелить надоедливого кавалера.

Кто не знает, айкидо – очень крутое боевое искусство, в котором слабый может уронить сильного противника. Как и любое восточное единоборство, оно замешено на философии духа и совершенно непонятно, как анемичная девица смогла добиться в нём таких впечатляющих успехов. Ладно бы в пинпонг играла, хотя и там нужна быстрота реакции и даже особый дар предвидения. А вот с этим у Кристины…

В скольких фильмах, даже советских, мы наблюдали такой сценарный ход – измученные домогательствами родителей на тему «когда выйдешь замуж/женишься?», молодые люди выдумывают себе несуществующих пассий. И даже предъявляют материальные доказательства отношений – букеты цветов, символические любовные подарки, а то и засосы на не самых видных местах. Кстати, в жизни я с этим ни разу не сталкивался… наверное, мой круг общения был не настолько наивен. Кристина останавливается на первом варианте, как наименее травматичном и затратном.

На этом пике банальностей выпускница французской киношколы делает нетривиальный ход – вводит в сюжетную линию замечательный соседа, фальшиво играющего на трубе (как в известной советской песне) где-то там, наверху. И мешающего этим маме с дочкой бездарно проводить одинокие вечера. Дочь идёт разбираться и…

…там всё случилось, как в дешёвых романах. С важным нюансом – молодой музыкальный почти-профессор арктических наук (вот откуда «первый снег») чуть позже оказывается борзым старшеклассником, мечтающим лишиться девственности под руководством взрослой тёти. При разоблачении следует наглый вопрос – «ты что, не поняла, что у меня первая?». Да откуда… мозгами Кристина была в Белом Безмолвии. Что стало для неё навязчивой идеей, как у мамы её средневековые перевоплощения. 

Эти полёты женской фантазии в поисках себя очень напоминают аналогичные сны разума героини «Герды». Только последняя так и не вырвалась из замкнутого круга панельных пятиэтажек российской провинции, оставаясь в подвешенном состоянии между социологией и стриптизом. Кристина же находит в себе силы бросить жирный (в перспективе) консалтинг ради бюджетного, но любимого айкидо. Валять мужиков по ковру… вот уж воплощение женственности, такой подарок феминизму!

Мама-риелтор лишилась иллюзий насчёт успешной дочери, и ничего не приобрела взамен, в последний момент отказавшись воплотить в жизнь свои литературные плотские утехи. У обеих в перспективе всё те же вечера за ноутбуком. Белый фон Арктики остаётся белым листом их жизни, на котором им, с такими характерами, просто нечего написать.

Есть в «Первом снеге» второстепенная линия ещё одной семьи, где три её члена не понимают друг друга, где роли добытчика и хранительницы очага гендерно поменялись. Но эта довольно банальная для нашего времени тема стоит совсем уж особняком и связана с основной сомнительными сюжетными перехлёстами. А ведь во ВГИКе сценаристов учат – самая фантастическая история, придуманная вами, должна быть максимально достоверна в деталях, чем и притягательна. Но Наталья К. училась кино в Сорбонне…

Первые мысли после просмотра. То, что надо жить, а не мечтать, что надо идти своим путём, ибо жизнь бывает до обиды коротка… мы видели десятки, если не сотни раз в гораздо более увлекательном и дорогом (от «Первого снега» так и веет ограниченным бюджетом, что, конечно, простительно фестивальному кино) исполнении.

То, что подросшая дочь решила киновоплотить свои детские обиды на ушедшего отца и навязчивую (деспотичную – не то определение для рассказанной истории) мать, а заодно публично разобраться с собственными комплексами (есть такой вид психотерапии) – пусть останется в этой семье. Ибо, кто в 16 лет убежал из дома… (далее по Цою).

Пока же в породе Михалковых-Кончаловских на кинопоприще остаётся одна большая и светлая надежда. И зовут её Анна…

Леонид Черток

Полная программа и расписание VI МКФСА ARCTIC OPEN здесь: https://arctic-open.com/calendar2022/?fbclid=IwAR3GIKRQ8Z9gbrmU9IdZeKP0EeOoUbLgsqgwGqpbdw55G2GEvN_t48Swkw4    


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (278)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20