Номер газеты «Вестник Временного Правительства Северной Области» (далее – ВВПСО) от 1 октября 1919 года начинается с «Объявления от Эвакуационного Отдела Гражданской Канцелярии Главнокомандующего», в котором изложен порядок действий для лиц, желающих «отправиться заграницу», и указаны адреса официальных учреждений, принимающих требуемые для эмиграции документы. Заканчивается «Объявление» примечанием:
«О времени ухода пароходов последует особое объявление старшего транспортного офицера. Количество мест всех трёх классов – ограничено и никаких удобств предоставлено быть не может. Багажа разрешается брать 15 пудов на каждое лицо».
Под «Заявлением» опубликован «Приказ Начальника гарнизона гор. Архангельска и его окрестностей», уточняющий некоторые правила введённого в городе осадного положения:
«В случае возникновения в городе безпорядка, все граждане должны обязательно расходиться по своим домам. Домохозяева во время безпорядка обязаны немедленно запирать ворота во дворы, а жильцы избегать подходить к окнам. О всех подозрительных сборищах во дворах и иных помещениях домохозяева обязаны немедленно сообщать в Комендантское Управление или в ближайшую милицейскую часть. Владельцы гостиниц, номеров, чайных, закусочных, кинематографов и других увеселительных заведений обязаны следить, чтобы в их помещениях не появлялись лица в нетрезвом состоянии, немедленно сообщая о гражданских лицах милиции, а о военных в Комендантское Управление.
Всем гражданам избегать всяких массовых, более пяти человек, сборищ на улицах, а военным частям и отдельным воинским чинам помимо сего оказывать всякое содействие городской милиции и патрулям.
При возникновении безпорядка в городе, подаётся сигнал «тревога» сиренами и набатом с соборной колокольни, который должен быть повторен всеми местными колокольнями».
В этом же номере газеты приводится сообщение с Северного фронта:
«На железнодорожном фронте нашими войсками после упорного сопротивления противника заняты позиции большевиков на 412 версте, бой продолжается на 410 версте, потери противника, по показанию пленных очень велики. У нас убито 2 офицера, ранено 8 офицеров и 60 солдат.
На Селецком фронте столкновения сильных разведывательных партий.
На прочих фронтах без перемен».
Казалось бы небольшие потери. Только вот после ухода союзников нехватка штыков на фронте ощущалась с каждым боем сильнее. И потому власти пошли на крутые меры, отражённые в Приказе Главнокомандующего всеми русскими вооруженными силами на Северном фронте от 8 октября 1919 года № 312. Выдержка из него:
«…воспрещаю, по военным обстоятельствам, выезд из Северной Области всем мужчинам российского гражданства в возрасте от 17 до 50 лет, хотя и признанным негодными для службы в Национальном Ополчении»
Не спрятаться мужчинам от мобилизации и в глуши, поскольку вторым параграфом Приказа предусмотрено:
«Мужчинам, в возрасте от 17 до 50 лет, имеющим постоянное местожительство в г.Архангельске, воспрещаю, по обстоятельствам военного времени, переезд на жительство в другие места Северной Области, иначе, как с особого каждый раз моего разрешения».
Впрочем, всегда существовали способы избежать призыва в армию. Один из них «подсказывается» в Приказе Военного отдела:
«Усматривая из сообщения начальника архангельской пожарной бригады, что служители означенной бригады Яков Сараев и Василий Дроздов высказывались неоднократно о сочувствии большевикам и грозили расправой с должностными лицами и начальством и, признавая поэтому пребывание означенных лиц в районе армии нежелательным, приказываю названных Сараева и Дроздова выслать за фронт; до возможности же приведения сего приказа в исполнение немедленно арестовать и содержать их под стражей».
С другой стороны (если верить содержанию заметки из следующего номера газеты ВВПСО), туда, «за фронт» лучше не «высылаться», под стражей, в родной кутузке сидеть гораздо безопаснее:
«В советской России. Истерика и паника. Большевистская печать в смертельном страхе и с пеной у рта проклинает всех контррерволюционеров. Газетные столбцы полны призывами мести. Такой кровожадности и циничной ругани никогда до сих пор не было ни в какой печати. Передовица Известий ВЦИК грозит всему миру, обещая за одного убитого коммуниста перерезать тысячу заложников».
Не гнушались редакторы и приятными слуху сторонников белого режима сплетнями:
«Слухи о падении Ленина. Лондон, 4 окт. Из Ревеля снова сообщают о падении Ленина и перехода власти в Москве к Дзержинскому».
И о глупости врага надо почаще говорить:
«В районе Киева. 3 окт. 29 сентября большевики победно двинулись от Фастова на Киев. Красные шли колоннами с музыкой и распущенными знаменами. Нашими партизанами, зашедшими в глубокий тыл, большевики были атакованы и, бросая оружие, разбежались в панике».
И о коварстве, разумеется:
«Убийство большевиками американского бригадира. Лондон, 4 октября. Из Варшавы сообщают, что бригадир американской армии Жадвин, сопровождавший сенатора Маргантуса, был захвачен и убит большевиками при попытке проехать на автомобиле в Киев».
Ещё одна новость «про Украину» пришла в газету ВВПСО окольным путём:
«Положение на Украине. Лондон, 9 октября. Украинское бюро печати сообщает, что украинское правительство объявило войну Деникину. Идут серьёзные бои, вследствие которых продвижение Деникина на запад приостановлено. Бюро заявляет, что Деникин первый атаковал украинцев».
Год 1919-й можно признать самым фантасмагорическим в истории Украины. Обстановка тогда менялась порой стремительно, возникали и быстро распадались союзы, велось одновременно несколько войн с запутанным составом участников, в число которых входили белые, красные, интервенты, поляки, альянс УНР и ЗУНР, махновцы и множество независимых атаманов. К концу октября вооружённый конфликт между силами юга России под командованием Деникина и украинскими армиями закончился поражением последних. В свою очередь, части Деникина были остановлены Красной армией под Орлом. И это событие октября 1919 года стало переломным в противостоянии белых и красных. Впрочем, о нём в газете ВВПСО ничего не сообщалось. Зато другому, заокеанскому посвящена небольшая заметка:
«Заговор негров. Лондон. Из Хелена, Арканзас сообщают об открытом заговоре негров, подготовлявших внезапное возстание и избиение всех белых».
Не ведали о минувшей угрозе поголовно белые жители Северной области, жили своими повседневными делами и заботами, выделяя иногда время для встречи с искусством. О поездке фронтовой бригады драматических артистов заметка в газете в разделе «Военная хроника»:
«Артисты на фронте. Емецкое. 19-го октября приехавшими восмью артистами, во главе с В.Н.Давыдовым, устроены были дневной и вечерний безплатные спектакли для солдат. Представлены были водевили «Прежде скончались, потом повенчались» и «Сама себя раба бьёт, что нечисто жнёт».
В.Н.Давыдов заканчивал спектакли краткой, выраженной в понятных словах, задушевной речью и призывом к друзьям-воинам крепко сплотиться вместе с начальниками, с полным к ним доверием и спасти измученную, истерзанную обманщиками-предателями коммунистами Родину-Мать. Освободить её от комиссарского ига, помочь её исцелению и возрождению, стать могучей, великой, свободной. «Теперь мы одни, - говорит Давыдов, - и тем больше будет наша заслуга перед нашими семьями и потомками. Союзники ушли. Но нам помогут братья славяне. Вперёд, друзья».
Речь захватила всех. У многих на глазах виднелись слёзы. Много аплодировали и благодарили Давыдова. Сегодня здесь повторяют пьесу, затем выедут на фронт по левому и правому берегам Двины».
Пройдёт полгода и 12 апреля 1920 года в Архангельске по инициативе народного комиссара просвещения РСФСР А.В.Луначарского будет открыт под звуки «Интернационала» Первый Показательный театр Архангельской губернии, в создании которого примет участие бывший актёр Петроградского Александринского театра, заслуженный артист Императорских театров Владимир Николаевич Давыдов. Он же сыграет роль Луки в пьесе Горького «На дне» в первом спектакле, во время которого на глазах у многих зрителей виднелись слёзы. Потом звучали громкие аплодисменты артистам, восторженные благодарности Давыдову и речи с призывами сплотиться и возродить истерзанную белыми контрреволюционерами Родину-Мать.
Александр Чашев, специально для ИА RUSNORD
***