Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Дарья Биневская: "Я снимаю социальные сказки". Лица кинофестиваля Arctic Open

Вы когда-нибудь задумывались, почему в кинорежиссуре так мало женских имён? Из советской навскидку всплывают только Лариса Шепитько, Кира Муратова, Динара Асанова, Татьяна Лиознова… чьи фильмы можно обсуждать. Всё. В российском чуть получше, но только по количественному составу.

Впрочем, это общемировая тенденция. В голливудской Америке, в этом, казалось бы, рассаднике феминизма доля женщин-режиссёров – 7-9%. Откуда такое гендерное неравенство?! Сами не идут или снимать не дают? Увы, киноиндустрия как элемент большого бизнеса остаётся закрытым мужским миром, где в первую очередь продвигают своих братков, и только во вторую – сестрёнок. В том числе, и на фестивальные дорожки.

Но иногда они прорываются!

Дарья Биневская приезжает в Архангельск во второй раз. В 2019 году – с дебютной короткометражкой «Меня зовут Петя», пронзительной историей особенного мальчика, живущего в больничном боксе и, в ожидании чуда, рисующего волшебные картины на оконном стекле. 15 минут экранного времени… которые не отпускали пишущего эти строки два года. До новой встречи с Дашей в 2021-ом.

Женщина-режиссёр, работающая в детском кинематографе, какой вы её представляете? Вот и я доброй тётушкой, от которой пахнет ванилью. Это не про Биневскую. Резкая, яркая, внешне - типичный представитель московского творческого бомонда, ей бы «Криминальное чтиво» снимать. Как так?! А вот так…

Мы общаемся в пресс-зоне V Arctic Open. Третий день кинофестиваля, моя собеседница, как всегда, на нерве – через час ей снова представлять свою «Африку» зрителям. Африка посреди поморских снегов в декабре?! Посмотрите фильм сами и поймёте, что очень к месту.

Пусть читателя не смущает, что мы на «ты», так в нашей тусовке принято.

Для разгона начинаем с детства. Дарья Биневская родилась в Москве, но детство провела в подмосковном Пушкино (что, к слову, на пути в Архангельск). Ещё один случай попадания в кино «через роддом» - папа учился во ВГИКе на курсе Евгения Ташкова, дедушка с бабушкой выпускники актёрского факультета «Щуки».

Спрашиваю о самом ярком впечатление детства. Опять связующая нас ниточка – ВТО-шный санаторий «Щелыково» под Костромой для работников театра и кино, при усадьбе знаменитого русского драматурга Александра Островского, я там тоже провёл лето, но многими годами ранее. Красота – необыкновенная, рядом тот самый зачарованный лес. Плюс у Даши была своя доля романтики, к концу 80-х путёвки стоили уже недёшево, снимали комнату в избе со всеми прелестями деревенской жизни, и ходили в санаторий гулять и питаться по курсовке.

- То есть, детство было счастливым и солнечным?

- Относительно. В семье, конечно, любили, а вот в школе…

- Что не так?

- Я училась в частной гимназии, одной из создательниц которой была моя мама. Там был особый контингент – дети из очень обеспеченных семей, в этом им я сильно проигрывала. У нас на тот момент не было даже телевизора и приходилось бегать к соседке и смотреть хоть что-то урывками, чтобы никто не догадался. Было тяжело психологически. Но всё равно Гимназия мне дала очень многое.

С первого раза на актёрский она не поступает. После творческих туров приёмная комиссия выносит вердикт – несовпадение внешних данных с внутренней органикой. Если попроще – при внешности героини абитуриентка больше подходит на характерные роли… или наоборот. Вы поняли? Если нет, не расстраивайтесь… это понимают только педагоги. При этом частенько ошибаются.

В итоге идёт учиться на художника-графика. И тут вмешивается судьба, как часто бывает с неординарными личностями, имеющими склонность ко многим профессиям. Знакомство с молодым человеком чуть не обернулось для Даши трагедией – на первом свидании так вышло, что она упала с высоты второго этажа, получив двойной компрессионный перелом. Потом продолжительное лечение и запрет на долгое стояние у мольберта.

То есть, потеряла профессию, зато приобрела заботливого мужа. Того самого молодого человека. Неожиданный поворот? Не думаю… просто надо знать Дашу.

- Я тогда решила – всё, пора завязывать и возвращаться к мечте. Правда, папа посоветовал для начала выучиться на гримёра, иметь в руках прикладную профессию.

Она поступила по-своему – пошла в школу телевидения на корреспондента. Потом, после обучения – устроилась на небольшой канал – тоже сначала корреспондентом, затем ведущей небольшой рубрики в прямом эфире. 

- Я сразу почувствовала себя в своей тусовке. Плюс магия эфира – тебя слушают, тебя смотрят, начинают узнавать. Была такая прикольная передача «Пушистые и колючие» … нет, не про политиков, про животных. Потом были прямые эфиры, авторские молодёжные программы на нескольких телеканалах Москвы и основная детская программа «Сюрприз из хлопушки» - самая любимая – почти пять лет, почти двести выпусков.

Примерно в тот же период поступила на актерский факультет Московского Государственного Университет Культуры. И почти сразу пошли съёмки, как в сериалах, так и в полном метре. Не в главных ролях. Работа на ТВ, съемки в кино, учеба – так продолжалось около десяти лет. А потом – рождение сына. И опять поворот.

- В какой-то момент, поняла и смирилась, что не стану великой актрисой, надо пробовать что-то другое. Актеры меня поймут – постоянное ощущение ожидания проб, съемок, позовут - не позовут, выберут - не выберут. Ты не контролируешь ситуацию, даже если тебе кажется обратное. Я тогда очень устала от этого чувства беспомощности, и поступила на режиссёрский ВГИКа, курс Валерия Ахадова.

Про учёбу в главной кузнице кадров отечественного кинематографа можно рассказывать часами, если не сутками… поэтому сразу переходим к итогу, то есть, к дебюту.

- Ну, ты выстрелила так выстрелила!

- Это сейчас можно говорить. А тогда знакомые из киномира только крутили пальцем у виска – «ты с ума сошла!», пророчили пару номинаций на православных кинофестивалях. Теперь (мы говорим в начале декабря) у «Меня зовут Петя» 32 главные награды кинофестивалей различных уровней, а всего 45 наград, 106 селекций по всему миру.

- Как она вообще пришла к тебе?

- От одного близкого знакомого, который попал со своим сыном в инфекционную больницу. В соседним с ними боксе с прозрачными стенами жил мальчик из детского дома. У него был синдром Дауна, и хобби – наблюдать по ночам за жизнью зимней Москвы из своего окна. Свет в соседней палате отражался на его окнах и мешал ему, поэтому Петя (так его звали) постоянно гасил свет во вражеских боксах рядом, чем очень пугал пациентов.

- К тому моменту у меня было пять вариантов дипломного фильма. Но все не то. Когда я услышала эту историю, увидела этот образ, эту одинокую ушастую, голову на фоне ночного окна, за которым огромная многолюдная столица, я за ночь написала сценарий. И стала искать главного героя. После трёх месяцев отчаялась, но произошло чудо – небольшой фонд Во Благо и его директор Ирина нашли мне Петю – актёра из детского дома, с синдромом. Такое совпадение с прототипом может быть одно на миллион! Его приемная мама Светлана согласилась, она сама связана с кино и просто невероятный человек. И мы приступили к подготовке съемок. Так и сложилось.

- И какого сегодня снимать дебют? В моё время начинающему режиссёру выделяли директора, бюджет… иногда даже хватало на киноэкспедицию.

- Петю я сняла за пять смен. Естественно всё на свои деньги. Я тогда много снималась в сериалах, накопила достаточно. Но, в основном, конечно, съемки состоялись только потому, что мне помогали родные и коллеги. Например, мама помогла с больницей – её дали бесплатно, а так пришлось бы платить около 90 тысяч рублей за одну ночную смену. Друзья помогли с транспортом. Картина на стекле – тоже вклад в кино замечательного художника-постановщика из ВГИКа. Ну, и конечно, все работали без гонораров.

- Как ты сама оцениваешь жанр «Пети»? Я слышал несколько версий.

- Для меня это социальная сказка. Такую задумывала, такую и сняла.

- Не мелодрама?

- Сказка. 

- И дальше ты снова впадаешь в детство…

- Думаю, это было в последний раз, хочу понемногу отходить от детской темы, хотя очень люблю её.

- ОК, но «Африка» становится твоим первым полным метром. А там война и дети. Ты всё-таки из того поколения, для которого Великая Отечественная уже седая история.

- А у меня фильм не о войне, а о выборе. Заметь, в нём нет антагонистов, есть два брата и оба правы на сто процентов. Просто один хочет спасти семью, а другой спасает собаку. Я снимала вневременную притчу о доброте. А война… она же была, и вся рассказанная история очень хорошо легла в контекст того времени. Сейчас время тоже тревожное – пандемия, хотя сравнивать совершенно не хочется.

И тут я подошёл к тому, с чего начинал – к нелёгкой доле женщины-режиссёра.

- К женщине отношение сложное… мягко говоря. Постоянно надо доказывать свою состоятельность, а это не всегда получается, иногда накрывает паника и важно из неё как можно быстрее выбраться, пока никто из съёмочной команды не заметил.

- Что ты посоветуешь своим сёстрам, образно говоря, грезящим о первом номере на съёмочной площадке? Двадцать раз подумать?

- Подумать, так ли им это надо. И ещё должен быть азарт – или пан, или пропал. И обязательно иметь бэкграунд, со школьной скамьи в эту профессию идти бесполезно.

P.S. На V кинофестивале Arctic Open в Архангельске «Африка» Дарьи Биневской получила специальный диплом «За выразительность киноязыка».

P.P.S.Авторитетнейший российский кинокритик Антон Долин назвал 2021-й – Годом женского кино во всём мире, начиная с «Земли кочевников» (сценарист и режиссер Хлоя Чжао, премии «Оскар» в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая актриса»). По мнению редакции, к Даше это тоже относится…

Леонид Черток  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (216)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20