Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

О службе государству, обществу, миру. Архангельский юрист к Дню Конституции

12 декабря Основному Закону России исполняется 28 лет.

Конституция по своей сути является общественным договором, содержащим основные принципы функционирования общества и учреждаемого им государства. Поэтому одной из постоянно актуальных конституционных идей является идея служения власти обществу – идея государственной службы в самом широком смысле этого слова.

В Конституции идея служения власти народу имеет такие основы как: стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, вера в добро и справедливость, а также принципы правовой демократии, социального государства и постулат обусловленности деятельности органов публичной власти правами и свободами человека и гражданина (преамбула, статьи 1, 2, 3, 7 и 18).

Чтобы эти слова не были лишь красивым занавесом, необходимо развивать их надправовые основы. На мой взгляд, эти основы можно сформулировать следующим образом.

Стимулы службы. Как правило, профессиональная служба государству и обществу имеет два стимулирующих вектора: профессионально-идеологический (деятельность и ее предназначение) и материально-практический (труд и его вознаграждение). Идеологический вектор имеет базовое значение, он отражает целеполагающую основу профессиональной деятельности. В свою очередь, материальный вектор носит характер следствия проделанной работы, он призван обеспечить достаток и независимость. При этом если до определенной количественной грани материальное обеспечение является гарантией независимости, то после превышения этой грани может возникнуть обратный эффект, когда возникает зависимость от опасений потерять источник дохода и соответственно возвеличиваются эгоистические мотивы профессиональной деятельности. В этом смысле, существует важный этический принцип: благодетель без победы над страстью – не благодетель. Или относительно рассматриваемой сферы - служба обществу без преодоления главенства материального стимула – не служба.

Поэтому именно идеология профессиональной деятельности должна выходить на первый план в системе стимулов слуги народа, характеристика которого предполагает определенные критерии: как он осознает себя по отношению к обществу, обладает ли профессиональным достоинством и собственным мнением, способен ли принести обществу что-то новое, усовершенствованное, пусть и в условно малых масштабах, имеет ли интерес к работе и жаждет ли правды, руководит ли им ответственность за свою деятельность. Отвечает ли он в этом смысле, например, образу настоящих служителей закона из романа «Эра милосердия»? В частности, можно привести такие слова одного из главных героев этого романа – Г. Жеглова: «Главное в нашем деле - …правосознание! Ты еще права не знаешь и знать не можешь, но сознательность… и должна тебя вести, как компас, в защите справедливости и законов нашего общества!». Или воспоминания В. Шарапова: «Из всех командиров, которых мне довелось увидеть на фронте, настоящими были только те, кто ощущал свою власть как бремя ответственности, а не как право распоряжаться...».

Сущность службы. Человек, выполняющий общественно значимые функции, должен осознавать в себе деятеля, способного достичь поставленные высокие общественно-значимые цели. В этой мысли нет разделения чиновников на деятелей (решающих важные стратегические задачи) и ремесленников (трудящихся в рамках рутинных функций). И те и другие могут быть деятелями, а могут ими не быть: чиновник, деятель по характеру решаемых вопросов, может не оказаться им по своим целям и своей сущности. Основной критерий чиновника-деятеля это добросовестное служение обществу, пусть и в самых малых масштабах. Вместе с тем служение - очень важная и не простая категория-характеристика, она имеет наивысшую ступень социального бытия человека. Служение кардинально отличается от прислужничества. Служение подчинено общественному благу, направлено на поиск правды и справедливости, основано на высоком уровне добропорядочности и профессионального достоинства. Прислужничество же сводится к угождению корыстным интересам и формальному осуществлению профессиональных обязанностей без внутренней оценки своей деятельности. Поэтому выраженная А. С. Грибоедовым словами Чацкого идея радости службы и недопустимости прислуживания – это постоянно актуальный принцип и один из вариантов формулирования конституционной идеи ответственного служения обществу со стремлением обеспечить его благополучие и процветание, с верой в добро и справедливость.

Фактор потребности ответственного служения обществу должен являться основой профессиональной пригодности, а кадровая политика государства должна создавать условия для раскрытия потенциала истинных служителей закона и настоящих общественных деятелей. При этом нужно признать, что гарантии необходимой профессиональной свободы и профессионального достоинства чиновника-деятеля во многом обусловлены общим уровнем правовой культуры общества. Без достижения обществом необходимого уровня культуры, в том числе культуры власти и правовой культуры, возможность быть настоящим деятелем и служителем закона во многих ситуациях потребует героических усилий.

Мировоззренческие начала профессионализма. Служение обществу должно быть основано на твердом фундаменте осознания значения своей роли и смысла своей деятельности для достижения конкретных целей.

Вместе с тем высокий уровень человеческого и профессионального сознания труднодостижим и неустойчив без постановки мировоззренческих проблем: вопросов о смысле жизни, о мироустройстве, о месте человека в мире и т.д. Для примера можно отметить, что эти вопросы характерны эффекту обзора, возникающему у космонавтов, непосредственно наблюдавших Землю в бескрайнем пространстве Вселенной. Эффект обзора (overview effect) представляет собой психологический эффект изменения восприятия нашего мира, осознание его очевидной уязвимости. Вид Земли из космоса меняет мировоззрение человека, его отношение к действительности. Космонавты возвращаются с новым видением единства человечества и его неразрывной связи с природой.

Сущность указанного мировоззрения имеет общую основу и достижима умозрительно. К счастью, существует немало людей, которые в своей мысли возвышались над автономным и субъективным восприятием действительности, обретали взгляд, безотносительный временным веяниям и частному интересу, и приходили к высокому мировоззренческому мышлению, условно говоря, «sub specie aeternitatis» (с точки зрения вечности). Так, высокоцитируемый зарубежный специалист О. У. Холмс-младший (1841-1935), обращаясь к студентам, подчеркивал, что важно видеть связь между конкретным фактом и зда­нием всей Вселенной.

Личностные качества служащего. Сами по себе профессиональные качества (знания, навыки) не имеют однозначного положительного значения, если они не основаны на фундаменте добрых личностных начал. Профессионализм - меч обоюдоострый. Любые знания могут быть использованы как во зло, так и во благо. Поэтому чиновник должен обладать не только профессиональным образованием, но и, в первую очередь, этическим сознанием. Именно внутренние человеческие качества и морально-нравственные ориентиры являются первым условием профессионального становления личности слуги народа, верящего в добро и ищущего справедливость.

Идеология государственной службы немыслима без наличия в сознании реального желания помощи людям - примерно такого мировоззрения, которое сформулировал Иоанн Кронштадтский: «Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. Это кажется странным, но испытай и ты на опыте убедишься».

В этом смысле государственная служба чиновника имеет ту же основу, что и мирская служба любого человека.

Пример человека-деятеля как искреннего служителя добрым целям, вклад которого независимо от его масштаба является великим и не исчезает без следа, показательно описан Л. Н. Толстым в одном из его писем 1899 года. В этом письме повествуется о жившем в Оптиной пустыне монахе, который из-за паралича владел только кистью левой руки: «Десятки тысяч посетителей перебывали у него, и трудно представить себе всё то добро, которое распространилось на мир от этого лишенного всякой возможности деятельности человека. Наверное, этот человек сделал больше добра, чем тысячи и тысячи здоровых людей, воображающих, что они в разных учреждениях служат миру».

Похожий пример служения миру показан в российском художественном фильме режиссера Павла Лунгина «Остров» (2006 г.). На мой взгляд, с этой точки зрения интересен и американский художественный фильм Майка Кэхилла «Другая Земля» (2011 г.), в котором, наряду с иными сюжетными линиями, также как и в фильме «Остров» показан пример искреннего сокрушения духа и последующая жизнь в тихом служении миру.

В продолжение этих размышлений достаточно показателен художественный фильм Виктора Демента «Находка» (2015 г.) и короткометражный фильм Анны Кузьминых «Чай» (2016 г.). В этих фильмах отражена идея «возвращения в себя», когда человек начинает видеть себя в мире и мир в себе. Мировоззрение такого человека меняет направленность: амбиции, вызванные эгоистическими началами, уступают место желанию гармонии своих и общих интересов, а это уже в определенной степени служение миру.

Владимир Цвиль, адвокат Адвокатской палаты Архангельской области 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Июль 2024 (205)
Июнь 2024 (354)
Май 2024 (346)
Апрель 2024 (355)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)







Деньги


все материалы
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20