В последнее время, по всему периметру Российской Арктики можно заметить активизацию Всемирного фонда дикой природы (WWF). Разумеется, ускорение этим процессам дали смена власти в США и возвращение нашего главного геополитического соперника в Парижское соглашение по контролю за климатом. Прямым следствием, а возможно и целью такой активизации становятся попытки остановить развитие крупнейших в регионе инфраструктурных проектов, тем самым обеспечить подрыв критически важных для пополнения бюджета России отраслей экономики. При этом, в соседней Норвегии, WWF продолжает игнорировать острейшие проблемы, способные, рано или поздно, вылиться в масштабную экологическую катастрофу для всего арктического региона.
«Бойтесь данайцев дары приносящих...»
С 1994 года информационная политика этой международной организации направлена на формирование у россиян представления о WWF, как компетентной организации, внедряющей на территории России лучшие мировые природоохранные практики и стандарты. В ответ на справедливые обвинения в использовании двойных стандартов при работе в разных странах, представители WWF приводят один и тот же аргумент: наши подходы к охране природы являются одинаковыми и не зависят от политики. Подходы, возможно, и общие. А вот усилия по их реализации прямо пропорциональны интересам США и их сателлитам в Арктике. Чтобы это доказать достаточно сравнить отношение WWF к похожим проектам в России и Норвегии.
Весною этого года WWF и аффилированные с ним организации запустили масштабный проект по обследованию прибрежных вод Белого моря. Так в Архангельской области было объявлено завершение первого этапа полевых исследований в районе реки Куша (Онежский район). Помимо прочего, местному отделению фонда не дают покоя попытки губернатора Александра Цыбульского предложить альтернативу. Речь идет о создании специальной рабочей группы по особо охраняемым природным территориям. WWF то и дело сетует на закрытость власти, отсутствие диалога с лесозаготовителями. Одна из причин закрытости на поверхности.
Активисты организации Движение 42, имеющей, кстати, все признаки иноагента, вдруг взялись за исследование мусора вдоль берега, до деревни Верхняя Золотица. Цель не скрывается – выявление природоохранных нарушений на территории Приморского заказника. Кто заказчик компромата, становится понятным при простейшем изучении финансовых схем. По данным ИА «SM News» Движение «42» получает от региональной коммерческой компании ООО «Компот», зарегистрированной в Устьянском районе, финансовые средства из Норвегии. Через нее также финансируется деятельность руководителя этого движения Анастасии Кочневой (на фото внизу).
Наивно полагать, что активность WWF и их молодых бойцов в Архангельской области связано исключительно с заботой о чистоте прибрежных вод Приморского заказника. Схожие задачи выполняет мурманское отделение фонда, за одним исключением. В число исполнителей завербованы настоящие «ветераны» экологических войн с Россией – «наемники» из «Беллоны». Для справки: штаб-квартира этой экологической организации, находится в столице Норвегии – г. Осло. Цель оправдывает средства. Россия запустила в Арктике два масштабных инвестиционных проекта – освоение крупнейшего в Европе месторождения платины «Федорова Тундра», и связанный с ним проект модернизации морского порта «Витино» в Кандалакшском заливе Белого моря. В Архангельской области и НАО под прицелом экобойцов за архаизацию и деиндустриализацию Арктики запросто могут попасть строительство глубоководного порта, разработка месторождения «Павловское» на Новой Земле – крупнейшего по запасам свинца в Европе, модернизация Архангельского ЦБК и др. ключевые для выживания и развития региона инициативы. Эти и другие объекты в Архангельской и Мурманской областях в конечном счете должны загрузить Северный морской путь, обеспечив над ним экономический суверенитет России. Это нашему противнику и его северным сателитам в «поперек горла». Вход идет вся «мягкая сила».
На краю экологического бедствия
Тем временем в провинции Финмарк (Северная Норвегия), граничащей с Россией, много лет идет ожесточенная борьба местных жителей с горнорудной компанией «Sydvaranger Gruve», которая сбрасывает в фъорды Баренцева моря отходы от добычи железной руды. Поддерживают эту борьбу и молодые норвежские экологи, в частности организация «Зеленые войны Норвегии».
В статье норвежского журналиста Томаса Нильсона говорится о том, что «…сваливать горные отходы в Ланг-фьорд уже перестали. Фьорд заполнен до отказа». Сточные трубы компания «Sydvaranger Gruve» протянула в соседний более глубокий Бёк-фьорд. Все это происходит в непосредственной близости (всего 10 км!) от границ с Россией. А Баренцево море является не только общим с Норвегией морем, но и важнейшим рыбным промысловым районом России, на которое приходится значительная часть улова трески мурманскими и архангельскими компаниями.
Томас Нильсон так же отмечает, что эти фьорды внесены с список национальных «семужьих фъордов», что должно, по законодательству Норвегии, придавать охранный статус их биологической среде. Говоря простыми словами, норвежские отходы способны уничтожить места нерестилищ дикой семги, а также всё живое в более отдаленных районах акватории Баренцева в российских территориальных водах. В том числе, учитывая направление течений повлиять на популяцию семги в Беломорском бассейне, на таких крупных нерестилищах как реки Поной (Мурманская область), Кемь (Карелия), Пеза, Онега, Мезень (Архангельская область) и др.
Все это мало заботит правительство Норвегии. Семга и форель в этой стране давно фермерская, а кормовая база – искусственная, основанная на сплошной химии. Это, уже сейчас экологическая проблема. Продукты жизнедеятельности такой рыбы, в холодных северных морях, не распадаются, просто оседая на дно фъордов.
Ко всему этому правительство Норвегии относится с невозмутимым спокойствием. Более того, продолжает выдавать разрешение на слив отходов в море в других регионах. Их уже получили компании «Nussir» и «Nordic Mining». Первая, прямо на территории природного заповедника Реппар-фъорд (фото 3), планирует открыть медный рудник и сбросить в море более двух миллионов тонн токсичных отходов. Из них почти половина – обработанные ртутью и канцерогенным тяжелым хромом. Вторая - отходы от добычи рутила.
Дураков нет, да и Гольфстрим в ближайшее время не изменит течение. Понятно, чьи моря в конечном счете рискуют стать «зоной отчуждения». Катастрофа в Персидском заливе 1991 г. и авария на Фокусиме могут оказаться «цветочками».
Двойные стандарты в действии
Чтобы развязать себе руки, в сентябре 2016 года на заседании Международного союза охраны природы (МСОП) Норвегия проголосовала против международного запрета на сброс отходов горного производства в море. Из 53 участников, Норвегия стала второй, разделив позорную участь с Турцией.
В МСОП входят как государства, так и неправительственные организации. В том числе WWF International, отделения WWF многих стран, включая филиалы в Норвегии и России. После такого голосования Норвегии, ни одной критической статьи, организованной акции протеста, даже официального мнения с выражением обеспокоенности от WWF и его соратников по всему миру не было.
В такой ситуации возникает закономерный вопрос – почему WWF вдруг озаботился горнорудными проектами на Кольском п-ове, мусором на побережье Белого моря, судьбой новых природоохранных территорий в Архангельской области и НАО, продвижением передовых исландских технологий сбора пуха на Вайгаче, но много лет упорно хранит молчание об огромной токсичной опасности, созданной Норвегией у границ России?
Почему бы российским гражданам – членам Баренц-отделения WWF в Мурманске и Архангельске не проявить патриотизм. Скажем, возглавить шествие к границам Норвегии с требованием остановить экологический геноцид под Киркенесом? Ведь выходят с завидной регулярностью в сторону российской границы киркинесские геи и лесбиянки (фото 2 ) в знак протеста против запрета гей-шабашей и защиты детей от этой мерзости в России.
Мальчики и девочки из Движения 42, могли бы поддержать старших коллег и учителей. Наравне с флэш-мобами и сэлфи на Шиесе, записать в заслуги обследование Ланг-фъорда и Бек-фъорда, запросив на это гранд у норвежских спонсоров. Увы ничего не будет. «…Кто платит, тот и заказывает музыку». «…Ворон ворону глаз не выколет». Нам же остается ответить на другой сакраментальный вопрос, заданный одним из отцов русской конституционной демократии…. «Что это? Глупость или измена?»
Сергей Денисов
На фото: Горно-обогатительный комбинат компании Nussir на берегу Реппар-фъорда; Шествие гомосексуалистов «Баренц-прайд» к российской границе. Возглавляет мэр города Киркинес Руне Рафаэльсон; Анастасия Кочнева - экоактивистка и феменистка, сторонница движения «Открытая Вирджиния».