Коллеги по «Вольному делу» называют меня «самым профессиональным инвалидом Архангельска». Не скажу, что с гордостью ношу это звание (не дай бог никому). Но и не рефлексирую. По крайней мере, стараюсь…
Звонок от директора Архангельского драматического театра им. Ломоносова Сергея Самодова поступил, когда я подъезжал к областной администрации на встречу с губернатором.
- А у нас новый механизм. Не желаете протестировать?
- Почему нет.
К слову, в здании правительства тоже стоит автоматическая площадка для инвалидов-колясочников. Доставляют тебя на ней от входа на первый этаж, а вот дальше…
Дальше на второй, к главному кабинету, меня поднимали четыре дюжих сотрудника технической службы. Не в первый раз. Но никак не привыкну… воспитание-то советское, где на руках носили только престарелых членов Политбюро.
И всё-таки интересно…
Порадовал уже новый пандус при входе в Храм Мельпомены. Раньше был железный, дребезжащий, обледенелый, как инородный. Сейчас широкий, выполненный в едином стиле с крыльцом. Были у упомянутых выше коллег какие-то претензии к его ремонту, но, что называется, своя коляска ближе к джинсам.
Гордо въезжаю в вестибюль, с которого начинается любой театр и… натурально слепну от фотовспышек как какая-нибудь звезда эстрады. Думал, мы с Самодовым вдвоём будем, тихо поговорим о делах наших скорбных, а он устроил целую презентацию. Не ожидал.
Директор театра даёт отмашку на включение телекамер (аж три штуки) и говорит (с хитринкой):
- Ну-ка, Леонид Леонидович, расскажите присутствующим, как вы добирались в фойе третьего этаже на банкет в честь закрытия кинофестиваля Arctic Open в прошлом году?
Как-как. С трудом. Ножками. Поддерживаемый со всех сторон мускулистыми волонтёрами из САФУ. Ещё рискованней было спускаться вниз после тостов во славу мирового кинематографа.
Но я хотя бы могу. А какого тем, кто не встаёт из своей коляски, практически живёт в ней, таких, к слову, большинство? О фойе им можно забыть, но главное, о Камерном зале, где тоже представляют много интересного. Меня туда как-то приглашал Сергей Чуркин на бенефисный спектакль. Пришлось вежливо отказаться. До лучших времён.
- Лучшие времена уже наступили, - ободряет Самодов и приглашает меня водрузиться на механизм.
Ну, совсем не подъёмник, что в обладминистрации. Тот статично крепится к перилам, дальше ни тпру, ни ну. Кстати, такой же есть при входе в архангельский Театр кукол. Лестницы там неширокие, так что подъём любого колясочника поневоле создаст пробку из здоровых зрителей. И это не лучшим образом отразится на социальном климате в городе, что наглядно демонстрируют реплики на интернет-форумах – надо быть скромнее этим инвалидам. Это пока самих не бабахнуло…
Итак, водружаюсь вместе с коляской на компактную установку. Кому-то она напомнила аэропортовскую тележку для перевозки крупногабаритной клади (бррр, сравненьице), а мне так тренажёр для тренировки космонавтов. Закрепляю ступоры на колесах, пристегиваюсь ремнём безопасности и… опрокидываюсь назад под углом в 45 градусов. Непривычно, на за пять минут привыкаешь.
Едем вверх на гусеничном ходу. Спиной вперёд. Небыстро, но за пару минут преодолеваем лестничный пролёт. То есть, примерно пять минут на этаж, к началу спектакля (или фуршета) не опоздаешь.
Контролирует процесс сам пан директор. Попутно объясняет, что в штате театра будет несколько сотрудников из Службы зрителей, отвечающих за перевозку таких, как я, зрителей. Причём специальный сертификат для обслуживания инвалидов получать не надо, на что раньше грешило руководство того прошлого «Беломорья». Наверное, это будут не женщины… всё-таки, механизм.
Аппарат отечественный, сделан на Тольяттинском предприятии (надеюсь, не «ВАЗ»), значит, не будет проблем с запчастями и комплектующими. Зарядки аккумуляторов (мощность 500 ватт) хватает для подъема на высоту 40-этажного здания. Что касается установки на платформу, ведь размеры у колясок разные, кто-то может приехать на спектакль и в электрической (вдруг такие когда-нибудь появятся на улицах нашего города) – театр планирует в ближайшее время приобрести три собственных для зрителей разной комплекции, куда можно будет просто пересесть.
Поинтересовался ценой агрегата. Отдали 180 000 рублей, долго выбирая из предложенного по принципу цена-качество. Да… такую не скоро заведёшь для домашнего пользования.
- Как в космос слетал, - поделился своими впечатлениями с пишущей-снимающей братией.
Конечно, для красного словца. Но чувство, что прокатился на новом аттракционе, присутствовало. Как и уверенность в завтрашнем дне. Хотя бы в театре. А вот страха – никакого.
Когда телевизионщики выключили осветительные приборы, пообщался накоротке с Сергеем Самодовым.
- Что украл у вас проклятущий ковид?
- За 9 месяцев ограничений театр недосчитался около 30 млн. И это не только потерянная прибыль от спектаклей, но и от аренды сцены гастролёрами, сами видите, все перестали ездить.
- А на какие деньги это моё удовольствие?
- На грант региональной программы «Доступная среда» для инвалидов, иначе никак. Мы же можем поддерживать только жизнедеятельность самого театра, представляете, какая это сумма с учётом размеров нашего здания и сложности технической аппаратуры. Плюс сохранение трудового коллектива, включая, конечно, и творческий состав.
По признанию Сергея, его о грядущих тяжёлых для культуры днях предупреждали ещё в январе, но он и представить не мог (как и мы все) подобных масштабов. Причём дело не только в спускаемых сверху ограничениях. Люди сами выбирают для себя домоседство, отказываются ходить даже туда, куда разрешено, такова сила страха.
Особенно в подобной ситуации жалко… детей. Именно они больше других рискуют выпасть из культурного социума. И неизвестно, когда в его вернутся, да и захотят ли вообще.
- Многие школьники сидят сейчас на удалёнке – один заболел, весь класс отправляется по домам. Соответственно, появилось много свободного времени, не все же фанаты дистанционки, которое можно провести с пользой для ума и души. Однако в учительской философии – если не ходишь в школу, то не ходишь никуда, у нас полно отказов от культпоходов в театр. А это в корне неправильно! Тем более, что проблемы коллективного детского досуга должна решать не школа, а родительские комитеты. У нас же действует социальная рассадка зрителей.
- Та самая пресловутая шахматная?
- Это вообще бесполезная затея, к тому же всех раздражающая. Просто соблюдаем предписанное Роспотребнадзором расстояние.
По личному мнению директора театра, всевозможные ограничения сохранятся весь следующий год. Тем не менее, до июня 2021-го они готовят 6 премьер. Например, свою собственную версию знаменитого «Питера Пена», в спектакле примут участие дети с ограниченными возможностями (тоже президентский грант). А ещё «Чёрный обелиск», «Спасти камеръюнкера Пушкина», «Карамазов-мытарь» и тд.
- Мы уверены в своих силах и в своей безопасности. А вот то, что за стенами театра… Это как с раздельным сбором мусора – у нас он давно действует, а в городе нет.
Оставалось только пожелать удачи и здоровья. Всем нам.
- Встретимся в театре?
- Куда денемся…
P.S. Это было вчера. А сегодня моя фигура на театральном подъёмнике только и мелькает в новостных выпусках местных телеканалов. Как, вы ещё не видели?! Тогда смотрите…
Леонид Черток