Он – пятый из регионального отделения Либерально-демократической партии, что пришёл ко мне на тему «а поговорить».
- Ну, если и вы мне расскажете, что попали в партию через волейбол и Черненко… - пугаюсь я.
Михаил смеётся:
- Нет, моя история совсем другая.
Впрочем, мой собеседник и по сложению скорее подходит для силовых видов спорта.
Из официального: Родился 30 декабря 1974 года в городе Архангельск. Образование высшее профессиональное. В 1996 окончил исторический факультет Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова по специальности учитель истории и социально-политических дисциплин. С 1996 года по настоящее время работает учителем и педагогом-организатором ОБЖ в МБОУ СШ № 37 г. Архангельска.
Ничего не бросается в глаза? Ну как же… человек 23 года работает на одном и том же месте. И в лихие 90-е, и в обнадёживающие нулевые, и в мутные десятые (авторская субъективная оценка).
Сразу в моей фантазии возникает образ этакого ботаника, всегда мечтавшего занять место за столом перед доской лицом к классу. Оказывается, ничего подобного.
- Никого в роду из учителей не было. И мечты у меня были нормальные, пацанские. Сначала хотел стать следователем, насмотревшись «ЗнаТоКов» по телевизору, потом космонавтом… или наоборот. А как съездил пару раз на лето к бабушке в деревню, так решил, что лучше профессии конюха на свете нет. Какая там указка… кнут, это действительно круто!
Всё изменилось в 10 классе, когда в их школу пришёл новый историк. Он так рассказывал, так умел увлечь (вспоминаете «Доживём до понедельника»?), что из их класса сразу четыре человека подали документы в педагогический. Правда, поступили двое… среди них Михаил Блохин.
Именно в институте он впервые увидел Жириновского, Владимир Вольфович приезжал в Архангельск в рамках очередной избирательной кампании, студент Блохин моментально попал под его обаяние. О, сколько я таких историй слышал…
- И не я один, - горячится Михаил, видя скептическую усмешку на моих устах. – Он начинал говорить с аудиторией, набитой студентами-скептиками, а заканчивал перед своими ярыми сторонниками. Причём говорил на близком нам языке… я потом слышал его выступление перед рабочими с Сульфата, там он говорил на их. Талант, просто талант… Думаю, к его выступлениям на ток-шоу надо относиться снисходительно, это всего лишь политический театр.
Вообще Михаил считает, что Жириновский по своей харизме стоит в списке главных политиков ХХ века. Он мне их перечислил… не буду комментировать… академика Сахарова среди них нет.
- И что, прямо со студенческой скамьи – в партию? - интересуюсь.
Какое там. Почти десять лет Михаил Блохин был просто школьным историком, и вполне устраивал сам себя в этом качестве. Но в середине нулевых предложили ему поработать наблюдателем на выборах («меркантильное предложение» как он сам выразился), но для этого нужно было быть членом одной из заявившихся партий. Сложилось именно с ЛДПР… хотя могла быть и КПРФ, эти взгляды он тоже в основном разделяет. То есть, при другом раскладе Михаил Блохин вполне мог бы стать коммунистом и не чувствовать дискомфорта. Про себя я решил, что он представитель левого крыла ЛДПР (до этого в основном общался с правыми крыльями)
- Вот в «Единую Россия» никогда, - твёрдо заявил мой визави… и я уже ничего не спрашивал за СПС.
И тут автора и отца двух сыновей обучаемого возраста стали терзать смутные сомнения. Учитель и партийный… хотя любая политическая агитация в школе запрещена законом (по крайней мере, на бумаге). А история вообще мина… её трактовки меняются постоянно, кое-кто договорился, что и крепостное право – это благо. Неужели нет соблазна посадить идей родной партии в благодатную почву, выпестовать выводок «соколят Жириновского»?
Соблазн, может, и есть… но в этом случае Михаил остаётся именно школьным учителем.
- Для меня педагогика отдельно, а партия отдельно. Если партийность и помогает в работе, то только при изложении фактического материала, тот же избирательный процесс теперь знаю изнутри, рассказываю, как очевидец событий, это и убедительней, и для слушателей интересней. Кстати, в самые либеральные времена я не поливал советское прошлое грязью, вообще стараюсь преподавать, не опираясь на учебники с их ежесекундными героями и злодеями.
- Дети понимают, что их теперь учит не просто педагог, а депутат ГорДумы?
- Они особо этим не интересуются… растёт ироничное поколение с другими ценностями.
О, да! (это автор воскликнул про себя)
Поинтересовался отношением к перестройке. Михаил относится к ней скептически, не отрицая момента, что кое-что в той системе нужно было менять. Но выбрать для этого китайский путь постепенных экономических реформ без слома политической системы. Горбачёва и Ельцина однозначно считает предателями… зато Сталина…
- Стоп-стоп, - говорю, - а вот лидер вашей партии считает именно большевиков главным злом ХХ век.
- У нас партии плюрализм мнений, и взгляды Владимира Вольфовича не обязательная догма для всех.
Что ж, будем надеяться (это я опять про себя).
Вплотную подобрались к депутатству. Оказывается, его совсем недавно и в планах не было.
- Позвонили из регионального отделения, сказали, что я по своему округу (14-му) самая узнаваемая кандидатура от ЛДПР.
Михаил признаётся, что выиграл выборы не он… это «Единая Россия» их проиграла (правда, назвал фамилии конкурентов… мне незнакомые). То самое пресловутое протестное голосование в рабочей Соломбале. Из личных средств (а откуда они у школьного педагога?!) на собственную кампанию истратил 200 рублей, может, чуть больше (оформление документов), провёл несколько встреч с населением… и сам обалдел от конечного результата.
- И как ощущение от депутатства? – интересуюсь.
- Как розовые очки снял. Думал – уж я с этим мандатом… любые двери ногой… Чего, кстати, от меня и ждут, 90% всех обращений от избирателей касаются жилищного вопроса. Но что может сделать бюджетник, типа меня, не купить же нуждающемуся квартиру из собственного кармана? Только донести проблемы до городской администрации, а дальше всё в её воле и власти. Ещё могу шугануть нерадивую управляющую компанию…
- Боятся? – интересуюсь.
- Не меня… прокуратуру, которой могу послать депутатский запрос.
Хотя я бы на месте управляшек с этим серьёзным мужчиной тоже не шутил…
Поговорили за новый созыв. Я рассказал, как все надеялись, что уж этот состав без явного численного преимущество одной партии даст бой ЕР… мало не покажется. Ну, хоть какая-то интрига в царстве суверенной демократии.
- Мы и даём периодически, это в прошлом созыве был детский сад… сейчас играем в край (ну, никуда от этого волейбола не деться). Но взрослые же люди, понимаем, что депутатская работа – это искусство компромисса, а не вечное восстание декабристов. Не дай бог превратиться в Госдуму 90-х… не те нынче времена.
Доволен Михаил и своей фракцией, внутри могут быть самые горячие обсуждения (в рамках приличий), но на сессию выходят с единым мнением.
Понимая, что пора закругляться, иду на обострение. Спрашиваю, что, по мнению депутата Блохина, больше всего не хватает Архангельску (кроме денег, конечно). И в ответ слышу – демократии.
- Причём демократии Древнего Рима, когда того же главу города недовольный избиратель может снять в любой момент, не дожидаясь следующих выборов.
Ну, никуда от этого учителя истории не денешься…
Чуть не забыл. В биографии Михаила Блохина есть такая строчка: Награжден Почётной грамотой Военного Комиссариата г. Архангельска (2009). Это за что же, спрашиваю?
Оказывается, у моего собеседника кроме основной работы есть любимое дело – он учит подростков Родину любить. В смысле, ведёт секцию НВП (Михаилу не нравится слово «кружок» в принципе… ведь не кройки-шитья, а начальной военной подготовки).
Я встрепенулся… с его-то взглядами!
- Не культивирую у ребят ненависть к пиндосам и НАТО… вообще не учу ненависти. Но любви и уважению к своему… почему нет?
Что ж, спасибо и на этом.
Леонид Черток