У меня всё опять не как у нормальных людей.
В 99 случаев из ста кинематографист сначала участвует в кинофестивалях своими работами, выигрывает призы, и только потом его приглашают в жюри.
Я же который раз в жизни перепрыгнул через первые ступеньки. Хоп, и сразу в жюри, смокинг так и висит-пылится в гардеробной… «Оскара» типа дожидается.
Буду судить короткометражные фильмы… эй-эй, не радо презрительно морщиться! Короткий метр – это основа основ, с него все начинают. Надо заявить себя, а так как фильмы подобного формата штука непрокатная (за исключением редких даже в советское время киноальманахов), то денег на них выделяется по минимуму. Соответственно, создатели выкладывают всё, что есть в голове и за душой, чтобы привлечь внимание будущих работодателей (продюсеров), тут на спецэффектах не прокатит. Чистый гамбургский счёт, если хотите.
Поэтому с максимальной серьёзностью я уже отсмотрел 14 лент, присланных на конкурс.
По законам жанра не принято разбирать по косточкам (кадрам) то, что пока недоступно широкому зрителю хотя бы в рамках фестивального просмотра.
И всё-таки я рискну сориентировать читателя, что, на мой взгляд, нужно смотреть в первую очередь, что вызвало мой интерес, как положительный, так и отрицательный. Без обид со стороны тех, кого не упомяну (слишком большой список). Ибо моя оценка далеко не критерий, а лишь субъективное мнение человека… который назло всему не теряет надежды когда-нибудь снять что-нибудь своё (ну, или по моему что-нибудь снимут).
Итак…
Фильм, имеющий прямое отношение к Архангельску (здесь же и снят) - «Не для речки» режиссёр Алиса Хмельницкая (не та Хмельницкая, не та…). В главной роли… наша Северная Двина. По которой туда-сюда перемещаются ещё трое главных героев. Этакий любовный треугольник из талантливой малолетки, брутального пацана, занимающегося выживанием в современных российских условиях, и творческой дамы бальзаковского возраста. Сразу говорю – никаких шведских семей, всё на уровне духовности. Кадры мрачные настолько, что я сначала грешил на качество копии. Но потом пришло озарение – а какая световая гамма должна быть на островных территориях, где время даже в моде замерло на уровне середины 90-х? Нет, вы не подумайте, социальность в фильме только сопровождающий фон. В центре старинный вопрос, заданный ещё нашим всем – Пушкиным А.С.: «Угораздило же с умом и талантом родиться в России?!». А если не в России, а в тупиковом Архангельск, да ещё на территориях. Где преподавательнице вокала спать (пардон) приходится не с творческим единомышленником, а с юной шпаной, и то при условии, если молодая соплюха с более сильным голосом не отобьёт. А внутри всё бурлит, ибо знаешь, что ты самая талантливая. Это Панову (Виктору) хорошо, до 70-ти всё молодых менять, когда бабий век короток. Короче, женская драма на все времена… но без открытий. И слишком пессимистично… даже для меня. Не говоря уже о речке.
Смотреть 7 декабря в «Руси» (Архангельск) в 19.15; 8-го в САФУ в 17.25, кинозалы ЦУМ (Северодвинск) 18.30 и кинокомплекс «Дружба (Новодвинск) 19.30.
Один из самых ожидаемых с кучей разговоров вокруг – «Шоколадный ветер», режиссёр Илья Антоненко. Эксперимент – скайп-кино, просто беседа двух подруг по интернету. Одна, решительная, уговаривает другую, увязшую в быту и семейных делах, бросить всё, ехать к ней и начать ну совершенно новую жизнь. Кино с минимальным изобразительным рядом держит тем, что хочешь узнать, куда одна зовёт другую – в столицу поступать в театральный или в Париж заниматься… догадываетесь чем. Развязка неожиданная и шокирующая… именно ей я и не поверил. Не ведут себя так девушки, готовые попасть в мировую хронику происшествий по религиозным мотивам, ислам – штука строгая. Ну что, заинтриговал?
Смотреть 8 декабря САФУ в 16.05, «Русь» 22.45, фьюжн-кафе Terassa 23.30.
Очень светлое, удивительно позитивное кино «Анна и Вано. Ванна и Вино», режиссёр Алекс Некто. Почти фантастическая история про великовозрастного (хорошо за 30) раздолбая, грузина московского розлива. Который всем должен. Который для всех друг. Который даже любовью занимается… по доброте душевный. Думаете, нет таких? А я встречал в жизни. Лёгкий человек – слышали выражение? Таким, как правило везёт, часто совершенно немотивировано. А Вано к тому же помогает память предков-виноделов, которая позволяет ему понимать забродившее вино, разговаривать с ним, наконец-то найти дело всей жизни (и уехать с ним в Париж). Всё это в окружении интересных, полусумасшедших людей, ведущих диковинный для обывателей образ жизни. Мне вообще кажется, что этот Алекс Некто (на каком слоге ударение?) как минимум кузен невероятного Жоры Крыжовникова. Открою страшный секрет – этот фильм мой фаворит…
Смотреть 8 декабря САФУ 16.40, кинозалы ЦУМа 18.30, Лофт-проект «СЛОН» 19.00, Terrasa 22.10.
Любопытный «Чистый взгляд» режиссёра Натальи Назаровой. Любопытен лично для меня тем, что впервые в жизни погрузил в незнакомый мне мир… очкариков (я в свои 58 до сих пор без очков). А там, оказывается, такие страсти… Сначала, вроде, история о так называемом профессиональном выгорании. Девушка, работающая в салоне оптики, хочет оставить своего парня из-за того, что он очки с диоптриями заказывает. По её мнению, очки носят люди, боящиеся смело смотреть в будущее. Ну, не дура?! Парню бы её послать, но он начинает ей что-то доказывать… а в это время рядом очки выбирает сама Любовь… В этой короткометражке есть то, что я больше всего люблю в кинематографе – неожиданные персонажи с неожиданными ситуациями, которые не являются центром сюжета, а лишь его дополнением, этаким комплиментом от авторов. Типа рюмки кео-бренди к тарелке лукового супа в кипрской таверне. В данном случае странный казах с миллионами в спортивной сумке (я таких встречал в Москве, правда, только в 90-х). А заканчивается всё апокалипсисом, что возвращает тебя к самому началу – может, дура из оптики не такая уж и дура. На финальных титрах возникает ощущение приятной загруженности.
Смотреть 8 декабря САФУ 15.40 и Лофт-проект «СЛОН» 20.30.
Фильм, который просто обязан появиться в 17-м году, и неважно, какого века. «Расходъ» режиссёра Александра Андреева. Только представьте, на малые короткометражные деньги снять фильм о революции! Впрочем, действие происходит не в Петрограде и интрига не вокруг взятия Зимнего дворца. Затерянная заимка в сибирской тайге, где дед с внучкой ждут – кто кого. И эти кто кого являются в образе двух сыновей деда, соответственно, папки и дядьки внучки, столкновение белого с красным. А дальше… дальше всё довольно банально и предсказуемо – от тем споров до приёмов братского мордобоя. Даже сценарный ход с примирением братьев, желанием прикрыть друг друга от своих соратников избит со времён «Чапаева» (кажется). Открытый финал просто режет сердце – братья убиты, дед умер от сердца, девочка одна посреди зимней тайги. Впрочем, у меня почему-то осталось ощущение, что это лишь фрагмент из задуманного полнометражного фильма, а то и сериала. «Не мог царь этот срам допустить»… так покажите нам этот срам!
Смотреть 8 декабря в САФУ 15.00, кинозалы ЦУМа 18.30, Архангельские Гостиные дворы 19.55.
В российской подборке фестивальных короткометражных фильмов есть ещё апокалиптичное «Поле клевера», нравственно-взыскательный «Блудный сын» и странненькая «Птичка», в производителях которой значится не какой-то там «Мосфильм», а Архангельск. Писать о них… лень, честно говоря. Проще посмотреть. И мне, и вам. Проще.
Читатели рубрики «ПроКино» знают – Черток очень редко рецензирует иностранные фильмы. И квасной патриотизм здесь ни при чём (ещё чего не хватало!). Просто с годами меня перестаёт интересовать сюжет, но всё больше интригует форма. Именно с ней у нас экспериментировать не боятся (особенно в авторском кино), особенно когда прибыль от проката не главное.
Тем не менее, из привезённой на конкурс иностранщины я выделю две канадские ленты. Первая – «Lost face» («Потерявший лицо»), экранизация смутно знакомого мне рассказа Джека Лондона, в котором белый хитрован из кожи вон лезет, чтобы добиться от жестоких индейцев лёгкой смерти для себя. Причём короткометражка снята с размахом полноформатного кино, что в актёрском плане, что в изобразительном, что в финансово-экономическом (уж я такие вещи примечаю). Вторая – «The name you carry» («Имя, которое ты носишь») прежде всего любопытно тем, что большая часть диалогов в нём проходит на украинском (или каком-то из славянских), хотя вокруг все говорят по-французски (Квебек, не иначе). Ну и то, что главные герои, судя по всему, играют самих себя. В остальном… жизнь иммигрантов в Канаде… кому-то явно интересно (и полезно) будет.
Безболезненно узнать расписание показов на все три дня фестиваля можно здесь.
В общем, идите вы… в кино. Я ради этого события следующие Итоги недели отменяю…
(на фото: кадр из скайп-фильма "Шоколадный ветер")
Леонид Черток… ещё и член жюри «Короткого метра»
Кошелек - это модный аксессуар, который очень часто оказывается на виду. Выбрать себе модный кошелек от известных производителей можно на сайте www.Fashioma.ru. Большой выбор, приемлемые цены.