Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Я – флибустьер». Сергей Самодов – о себе, бороде и о театре

В Архангельске он был известен, как журналист и креативщик, попробовал себя и на радио, и в областном Агентстве печати и СМИ. Потом резкий поворот – отъезд через всю страну на восточное побережье России. А через три года он опять здесь, полный планов. Ухоженный, как и положено владельцу крутого парикмахерского салона. В глазах весёлые черти пляшут, только что через конкурс выиграл должность директора Областного драматического театра. И полное ощущение, что давно знакомы, хотя живьём видимся впервые. Поэтому сразу перехожу на ты…

- Ты бродяга?  

- Скорее, флибустьер, всегда готов к переезду, к переменам в судьбе. Всё-таки бродяга – нечто неопрятное. Ну, разве это я?

 - Кем себя считаешь по профессии – журналистом, предпринимателем, организатором производства, театральным деятелем..?

- Скорее всего, организатором. Особенно интересно, когда начинаешь заниматься чем-то новым для себя. Так было в Приморье, раз – и я исполнительный директор местного театра оперы и балета. Причём с функциями антикризисного менеджера, вытаскивал театр из глубокой финансовой ямы. Совместно с руководством Мариинского театра провели переход театра из краевого в федеральный статус. Управлением Приморской сцены Мариинского театра занимается заместитель Валерия Гергиева.

 - Обидно?

- Нормально, так и должно быть.

- Тяжело было одному в незнакомом городе?

- Во-первых, я через полгода уже перевёз семью, как только устроился. В администрации края по работе пересекались с Сергеем Нехаевым. У театра оперы и балета была непростая ситуация. Для меня это стало отличной школой театрального менеджмента. Надо сказать, что Приморье от Поморья отличается не только двумя буквами в название. Владивосток – город авантюристов, там скорость принятия решений выше, чем в Архангельске. Сказывается наличие порта и близость заграницы, в Архангельске ты можешь позволить себе некую расслабленность, рефлексию. Но я себе позволить размеренный ритм уже не могу.

- И вот ты вернулся в Архангельск с франшизой брадобрейства…

- Ошибочное представление, что барбершоп – заведение для бородатых. Это мужской парикмахерский салон, правда, с претензией на фешенебельность. Мы тинэйджерам предоставляем возможность почувствовать себе настоящими джентльменами – и уважительным отношением к каждому клиенту, и предложенным напитком, и продвинутым набором предлагаемых фасонов причёсок. Я сам получаю удовольствие, наблюдая, как вчерашний школьник на равных общается с солидным предпринимателем только из-за того, что они сидят в соседних креслах. Видимо, в мужской парикмахерской, как и в бане, все равны.

- Дорого запустить такой бизнес?

- Относительно. Открытие первого салона обошлось примерно в полтора миллиона, сюда вошла и покупка франшизы. Зато экономим на оборудовании, комплектующих, парфюмерии, всё это приобретается по сетевым ценам. Тоже самое и с рекламой, к нашим услугам соответствующие группы в социальных сетях. Уже после двух месяцев работы смогли выйти «на ноль». Собираемся открывать барбершоп в Северодвинске. Правда, сейчас бизнесом больше занимается супруга, я почти с головой ушёл в театральные дела…

- А что для тебя самого борода? Когда-то в ещё советской Москве она была атрибутом мыслящей интеллигенции, в мире кино – принадлежностью к операторскому цеху…

- Для меня борода – признак мужественности, я же флибустьер. Посмотри на команду Исландии, которая на Чемпионате Европы рвёт всех подряд. Там игроки через одного бородатые, потомки викингов.

- Перейдём к главному. Что для тебя театр? У Станиславского он начинался с вешалки… то есть, с гардеробщика. А у тебя…

- …со сцены. С актёров и режиссёра. В конце концов, зритель на них идёт, а не на директора смотреть.

- С актерами у вас проблема. В смысле, нет раскрученных. И вообще Архангельск представляется мне нетеатральным городом…

- Тут ты не прав. Архангельск – город театральный, просто ты не общаешься с тем сегментом общества, что к нам постоянно ходит, следит за премьерами. Конечно, есть свои сложности, в театре совсем запущен промоушн, предварительная работа со зрителем. Сейчас я надеюсь завлечь на работу профессионала, который займётся освещением деятельности театра в СМИ. Чтобы люди знали, когда у нас читка новой пьесы, кто назначен на главные роли, когда прогон, когда генеральная репетиция. Сопереживали, эмоционально участвовали. В связи с моим назначением в СМИ появилось много статей, так почти во всех упоминаются лишь две премьеры – «Гроза» и «Братья Карамазовы». Видимо, только эти классические вещи знают читатели… да и журналисты тоже. А ведь у нас и «Мамаша Кураж» Брехта к постановке готовится, и «Победительница» Арбузова, детские постановки...

Я собираюсь изменить систему продажи билетов. То есть, начать её уже летом и на весь сезон. Чтобы зритель готовился, ждал, переживал. И ещё изменить порочную систему, когда театр подстраивается под гастрольный график концертных агентств. А нужно так – это мы представляем промоутерам дни, когда свободен зал.

- Без этого никуда?

- Трудно. Годовой бюджет театра 120-130 миллионов рублей. С другой стороны, та же Нюша – абсолютно клубный формат, никак не для нашего зала. Вот «Пикник» - музыка для мыслящих, почему нет. Вообще есть идея проводить с гастролёрами совместные мероприятия. Заодно открыть при театре клуб театралов, как сделал московский Ленком. Вечер, проведённый среди актёров, ведь здорово! Вообще у нашего помещения широкие возможности, а использовалось оно утилитарно, под массовые, на взгляд прошлой театральной администрации, вкусы. Между тем, в областном драматическом можно давать и оперу, и балет, зритель пойдёт, даже не сомневаюсь.

В планах пригласить Юрия Башмета, у его коллектива камерного ансамбля «Солисты Москвы» как раз юбилей намечается, есть у них выступления с Константином Хабенским. Эх, ещё бы мецената найти, оплачивать часть высоких гонораров, чтобы цену билетов не задирать… над этим будем работать.

- Куда в основном уходят упомянутые тобой миллионы? Мне когда-то ваш ведущий актёр Сергей Чуркин рассказывал, что после выплаты алиментов у него денег остаётся ровно на три бутерброда в театральном буфете. А подработать здесь сложно – ни кино, ни телевидения, ни дублежа, ни рекламы путёвой…

- Ну, это он про те времена рассказывал, сейчас наши актёры меньше 18 000 в месяц не получают. Немного, согласен, но всё зависит от категории, от занятости, от востребованности. К нам недавно приезжал директор Орловского драматического театра, рассказал об опыте перехода на оплату смежных авторских артистам с валового сбора, чтобы все были заинтересованы в результате, тот же старый добрый хозрасчёт. Но для этого актёрскую труппу полностью перевели на срочные договора. Нам для таких экспериментов сначала надо погасить кредиторскую задолжность. Короче, непросто. Притом, что госзадание – всего две премьеры в год, на постановку которых деньги выделяет государство. А мы замахнулись на десять…

В конце общения Сергей приглашает меня к себе в театр на премьеру. Рекомендует «Блогера», современное прочтение гоголевских «Записок сумасшедшего». Я представил. Прикольно. Однако…

- Я к вам не доберусь на коляске.

- Это ты зря, в театре отличные пандусы, мы специально занимаемся вопросом доступности.

Что ж, придётся проверить...

Беседовал Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Июль 2024 (205)
Июнь 2024 (354)
Май 2024 (346)
Апрель 2024 (355)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)







Деньги


все материалы
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20