Вчера мы держали кулачки за Илью Азовского. Ну, не «мы»… я держал. При всех наших с ним непростых отношениях, иногда выплёскивающихся на страницы изданий. Но обвинение в том, что забыли, бросили коллегу в ситуации, в какой любой россиянин может оказаться согласно знаменитой поговорке про тюрьму и суму, прозвучавшее от северодвинца Рудалёва на приснопамятной встрече с губернатором Орловым, я к себе не отношу. Помнил, писал, стыдиться нечего.
Итак, Илье осталось сидеть чуть больше двух месяцев. Поистине соломоново решение принял судья Усов. Мы же пониманием, вынести оправдательный приговор он был не вправе, обвиняемый признал, что три десятых грамма амфетамина действительно находились в кармане его брюк, а это никак не красит законопослушного гражданина, сторонника ЗОЖ (Здорового Образа Жизни). Рассуждения же на тему, имеет ли право взрослый человек на творческие причуды, коими грешили многие мировые классики, имеют чисто философский, но не юридический характер.
Дать Азовскому условный срок и отпустить его прямо в зале суда означало подставить журналиста под дополнительный риск. Илье пришлось бы в течении нескольких лет контролировать каждое написанное слово, ибо все мы ходим под статьёй о клевете, если, конечно, не занимаемся тупым переписыванием пресс-релизов. И курить ему пришлось бы бросать, вдруг завтра кальян объявят вне закона, или предложенная доброхотом беломорина окажется набита чем-то дурным. Короче, сплошная нервотрёпка.
Я почему-то уверен, что за судьбу Азовского шёл торг. Не обязательно между конкретными людьми, между ведомствами. Почему сторона обвинения запрашивала для него пять лет, когда искушённые юристы в приватных беседах говорили – за хранение без цели сбыта нет практики давать реальный срок? Возможно, в качестве устрашения, чтобы впредь неповадно было. Что неповадно? Писать острые материалы, ругать власть. Именно такой вывод должен был сделать журналист, просидев 10 месяцев в СИЗО с перспективой отправиться в зону. Ведь о том, что наркотики - это плохо, он и так знает с детства.
В пятницу многие отписались о том, что совсем скоро Азовский вот-вот вернётся в журналистские ряды. Без излишних восторгов, всё-таки, он серьёзный конкурент на рынке региональных СМИ. Но один из недавно созданных интернет-ресурсов выступил прямо-таки с «разоблачением» (цитирую): Илья Азовский всегда был известен своей одиозностью. Нередко материалы, которые он публиковал, отличались чрезмерной категоричностью и выходили за допустимые рамки журналистской этики. В сериях обличительных публикаций Азовского можно было легко разглядеть признаки коммерческого заказа, а «Правда Северо-Запада» навсегда закрепила за собой статус «желтой» газеты. И далее: в 2006 году Азовский уже был осужден на один год колонии-поселения по делу о клевете в адрес бизнесмена Владимира Крупчака.
Оба-на, подумает молодой (или забывчивый) читатель, перед нами не журналист, а настоящий рецидивист, для которого тюрьма – дом родной. Но разве в той истории с Крупчаком Азовский не вышел победителем и невиновной жертвой олигархического произвола? А ну-ка, давайте вспоминать…
Я Илью заприметил ещё в начале двухтысячных, когда приезжал в Архангельск работать на выборах. Сидел в телевизоре брутальный тип в кожаном пиджаке (когда-то и моя любимая спецодежда), мочил всех подряд, причём в кадре ухитрялся разговаривать на равных со всеми гостями в студии, от депутатов до высших милицейских чинов. На меня он произвёл впечатление некоего официального «пугала», которому многое позволено, и которого многие, если и не боятся, то уважают. Да, косил «под Невзорова», но он и сам этого не скрывал, рассказывал, что проходил у Глебыча стажировку.
Успешная телекарьера Азовского прервалась весной 2004 года, когда Илья в прямом эфире протянул только что избранному губернатору Киселёву стакан кефира. С того момента и по сию пору Николай Иванович известен в народе под кличкой «Коля-бифидок». Этому человечишке было свойственно обижаться и мстить, если ресурсы позволяли. Увольнение популярного тележурналиста – вот с чего начал свою бесславную губернаторскую карьеру «весёлый молочник»
Сами знаете, как «хорошо» в нашей области обстоят дела с телевидением, если вылетел, хрен куда устроишься. Поэтому Азовский, недолго думая, принимает предложение возглавить газету «Правда Северо-Запада», находившуюся в ту пору в состоянии жёсткой информационной войны с олигархом и депутатом Госдумы Владимиром Крупчаком. Впрочем, данное издание под этот проект и создавалось, за спиной его нарочито торчали уши «Базового элемента» (структура олигарха Дерипаски).
Мочилово шло обоюдное, на стороне Крупчака выступал «Независимый взгляд», почти в каждом выпуске желавший Азовскому всяческих неприятностей. И дожелался - в 2006-м главный редактор «ПСЗ» был арестован за «клевету на честного депутата российского парламента». То ли сам Илья лоханулся, то ли его грамотно подставили, на этот счёт есть несколько версий. Далее месяцы в СИЗО (прямо как сейчас), суд, давший журналисту год колонии-поселения, зато суд второй инстанции отменяет приговор и выпускает «узника крупчаковской совести» на свободу. То есть, признаёт журналиста невиновным по уголовному кодексу, фактически безвинно оболганным.
Пикантная деталь – на тот момент Азовский сам депутат областного собрания (фракция ЛДПР). Вот только коллеги-парламентарии не очень-то за него вписываются (за исключением буквально двоих-троих), а некоторые собратья по перу ещё и «ату!» в его адрес кричат. Илья же возвращается в покинутую им газету на прежнюю должность, а скоро «Базэл» выходит из информационной войны в нашем регионе, теряет к «ПСЗ» интерес, оставив Азовскому издание в компенсацию за «причинённые неудобства» (так мне кажется).
Теперь о желтизне. Почему-то в ней у нас привыкли обвинять тех, кто не вылизывает власть с головы до … . При том что во всём мире под это определение попадают таблоиды, занимающиеся сплетнями из жизни представителей гламура, забирающиеся в постель к звёздам. «ПСЗ» же позиционирует себя, как общественно-политическое издание, пусть и критической направленности. Возможно, иногда перебарщивает в формулировках и подробностях, но такой фирменный стиль у Азовского. Согласитесь, вряд ли кто-то возьмётся равнять Сергея Доренко со Стасом Садальским.
Ну, а то, что у Азовского не складываются отношения с губернаторами, так тут ещё разобраться надо, чья в том вина…