И вот появилось решение - Китай готов полностью покрыть потребности России в овощах, фруктах и соленьях, а китайский бизнес заинтересован покупать российские зерно, рапс и мед. Об этом в интервью журналистам заявил глава управления министерства коммерции КНР по округу Шаньдун Чжан Цинвэй. На октябрь запланированы очередные переговоры между нашими странами по взаимовыгодной торговле продуктами питания и органической сельхозпродукцией.
Кто не знает: Шаньдун - одна из самых развитых в Китае сельхозпровинций. По площади её можно сравнить с Кубанью и Ростовской областью. Там проживает 94 млн. человек, и практически вся работоспособная часть населения задействована в агросекторе. Провинция эта производит сельхозпродукции на $141 млрд. (5,4 трлн. рублей) в год. Для сравнения аналогичный показатель по всей России - около 3,5 трлн. рублей (данные Минсельхоза, включают, помимо прочего, молочную продукцию, мясо и зерно). Сейчас товарооборот между Россией и Китаем в области сельского хозяйства оценивается приблизительно в $20 млрд.
Так вот, эта провинция готова нам поставлять из овощей - морковь, имбирь, чеснок, перец, горох, кабачки, тыквы, помидоры, огурцы и брокколи. Из фруктов и ягод - персики, груши, грейпфруты и арбузы. Причём речь идёт не только о свежей продукции, но и о консервированной, в том числе, и о солениях. А что, прикольно будет под Новый год закусывать русскую водочку солёным китайским огурчиком... настоящий фьюжн.
Пока делегация от Шаньдуна проводит встречи с представителями отраслевых ассоциаций сельского хозяйства в России с целью выяснения потребностей в поставках и замещении европейского импорта своими товарами. Параллельно идут переговоры о поставках органики из других частей Китая.
Но происходящее сейчас отнюдь не стихийный рынок. Представитель агропромышленного комплекса России утверждают, что всё делается с высшего благословения - это само руководство КНР выбрало провинцию Шаньдун в качестве флагмана в производстве экологически чистой продукции. Уже сейчас они больше всех остальных в Китае экспортируют в Японию, где самые строгие требования к качеству в мире. Китайцы способны выйти на рынок России с экопродуктами, но это одновременно грозит снижением объёмов продаж российских экофермеров. Если помните, сразу после введения западных санкций многие мечтатели из российского агитпропа разливались соловьями на тему ещё одного шанса на возрождение отечественной деревни. И что, их теперь похерят китайцы?
В то же время, объём рынка экопродуктов в России на настоящий момент составляет порядка 150 млрд. рублей, а потенциально к 2020 году составит 300 млрд. рублей. До последнего времени на этом рынке доминировал западный импорт, который и попал под запрет в связи с событиями на Украине. «Если мы переориентируемся с запада на Китай, то даже 1% от валового объема сельхозпродукции Шаньдун с лихвой покроет потребности страны в органике», - успокаивают потребителей представители российского агросоюза.
Но вот в чём парадокс (как у нас обычно бывает): российские защитники прав потребителей говорят, что цены от роста китайского присутствия на рынке не снизятся, а качество существенно пострадает: «О качестве китайской сельхозпродукции с измученных почв говорить не приходится. Особую опасность представляют гербициды, которые используют в этой стране. Они не совпадают ни с теми, что зарегистрированы в ЕС, ни с теми, что зарегистрированы и используются в России. То есть, у нас даже методик по выявлению этих удобрений нет», - предупреждает председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков.
При этом речь идёт не только о ввозе мяса, овощей и фруктов из Китая, но и о поставках пшеницы, фуражного зерна и рапса из России в Китай, а о рисках, связанных с поставками «китайского продовольственного чуда», в курсе наш Россельхознадзор, который при других обстоятельствах (особенно политических) безжалостно рвёт любой выгодный контракт. Но даже эта организация подтверждает сомнительность качества предлагаемой из Китая продукции - из 15 предложенных мясоперерабатывающих заводов российской стороной были одобрены только два.
В связи с этим представитель Россельхознадзора убеждён, что опасаться переизбытка импорта из Китая в Россию не стоит, так как не всё, что производится в этой стране, соответствует стандартам безопасности в России. Ещё бы. Если уж многие детские игрушки made in Chine смертельно опасны, когда малыш их потянет в рот, что уж там говорить о продуктах питания при повальном использовании в этой стране гербицидов и прочих стимуляторов роста. Заодно надо учитывать то, что в современном Китае очень сильно внутреннее потребление, и нам уж точно перепадёт только то, что им самим не по вкусу.
Кроме вышесказанного, китайская сторона также заинтересована в открытии сельхозпредприятий на территории России. Но представитель ветеринарный службы отметил, что если такие предприятия и появятся, то это будут только совместные российско-китайские производства, тогда как другая сторона настаивает на стопроцентном своём участии. Впрочем, это вопрос многогранный - о ползучей китайской экспансии в восточной половине России уже написано немало.
В целом аналитики российского продовольственного рынка оценивают дефицит овощей и фруктов, возникший после введения нашей страной ответных заградительных санкций, в несколько миллиардов долларов.
Итак, полки наших магазинов пока не опустели, но тревога растёт параллельно с ценами. Можно долго стебаться над «белорусскими креветками», однако возвращаться в эпоху тотального дефицита российский обыватель совсем не намерен. И даже не тотального. Кто-то из нас настолько привык к вкусу маскарпоне и авокадо, что совсем не готов от него отвыкать. Особенно, когда непонятно, за что и почему он должен это делать...
Тревога, кстати, вполне себе обоснованная и многоступенчатая. Например, финансовая. В условиях запрета на ввоз продуктов из стран Евросоюза и США банкиры предложили Центробанку рассмотреть вопрос введения пониженных коэффициентов риска по кредитам сельхозпроизводителям. Сейчас он составляет 1, а банкиры настаивают на 0,7. Чем ниже коэффициент риска по кредитам, тем выше норматив достаточности капитала банков - показатель их финансовой устойчивости. Ассоциация российских региональных банков рассчитывает, что если ЦБ согласится с предложением, банки смогут выдавать вдвое больше средств аграриям в рамках кредитования АПК. В ЦБ только рассматривают это предложение, и далеко не факт, что ответ будет положительным.
Причина финансовых бед в том, что современный агропромышленный комплекс (и не только наш, что видно по сезонным волнениям европейских фермеров) напрямую зависит от объёмов кредитования. Сегодня это бизнес, зависимый от инвестиций, и проблема в их нехватке (особенно долгосрочных). В нашем настоящем большинство объектов комплекса АПК живут за счёт заёмных средств, поэтому в условиях сложившейся ситуации инициатива упомянутой выше ассоциации более чем логична. Проблема в другом - именно сельскохозяйственную отрасль сложно причислить к лидерам по качеству обслуживания ссуд. Слишком много факторов влияют на её платежеспособность. Почти на каждом шагу форс-мажорные обстоятельства.
Ей-богу не знаю, как бы это всё перенесли граждане западных стран, а наша голь, как известно, на выдумки хитра. Например, в Калининградской области быстренько скумекали, как обходить торговое эмбарго. Жители эксклава пользуются установленными для них льготами, позволяющими въезжать в Польшу без визы, чтобы покупать польские продукты - более дешевые и зачастую более качественные, чем отечественные.
Штука в том, что практически каждая семья, проживающая в эксклаве, имеет пластиковую карту-разрешение на перемещение по приграничной территории. Польское посольство в Москве разместило на своём сайте информацию, что с начала этого года число россиян, пересекающих польско-российскую границу, резко выросло. За январь - август 2014 года на территории Варминско-Мазурского отделения пограничной охраны Польши число пересекающих границу по таким картам - в режиме МПП (малого пограничного передвижения) - составило 1 130 088 человек, что почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2013 года (564 067 человек). Это число включает в себя как поляков - обладателей МПП, так и россиян. Если принять во внимание, что всего в Калининградской области проживает около миллиона человек, можно смело прогнозировать - голод этому региону не грозит.
Всё, конечно, со своими особенностями. Польское мясо в Калининграде и его окрестностях не продаётся, хотя трудно исключить вариант, что, на рынках его реализуют под видом местного. А вот польские молочные продукты, сыры, колбасы можно легко купить на импровизированных рынках по типу тех, что возникали ещё в перестройку. Такая торговля велась и до введения эмбарго и сейчас продолжается. Правда, цена на эти продукты гораздо выше, чем если бы они были куплены в Польше, но граждане всё равно покупают, так как в местных супермаркетах и магазинах ассортимент мясной и молочной продукции заметно уменьшился. По данным статистиков, производство, например, колбасы в регионе за последний месяц упало чуть ли не на 90%, и всё из-за отсутствия сырья. Да и сами поляки ещё те фрукты - никогда не упустят возможность нажиться на беде соседа.
Итак - набор к борщу и соленья нам поставляет Китай, колбасу подкидывают скаредные поляки, сыр «Виолу» прут из Финляндии «продуктовые туристы» Ленинградской области (RUSNORD писал как-то об этом). Ну а где же забота об отечественном производителе? Где русский крестьянин, о котором на словах так печётся наша власть?
Где-где... в том самом месте, в каком он и раньше был...
Леонид Черток
Для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность в рамках таможенного союза, необходимо придерживаться определенных регламентов и норм. На сайте http://protrts.ru/ вы можете прочитать множество полезной информации и узнать последние новости о технических регламентах.