Парламентарии Ненецкого округа разработали обращение в Правительство РФ, затрагивающее интересы КМНС. Об этом говорится в информации, опубликованной на официальном сайте окружного Собрания депутатов.
Прибрежные территории Арктической зоны Российской Федерации являются местом обитания птиц и других объектов животного мира, сбор и обработка продуктов жизнедеятельности которых (сбор пуха птиц, сбор птичьих яиц, сбор и переработка иных продуктов жизнедеятельности) является традиционным промыслом коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Но до настоящего времени этот традиционный промысел КМНС не внесён в Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, который утверждается Правительством России.
На заседании палаты законодательных предположений СД НАО депутаты округа рассмотрели предложение внести соответствующие изменения в указанный Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности КМНС РФ.
В сообщении на официальном сайте СД НАО говорится следующее:
«На территории Ненецкого автономного округа основным местом гнездовий белощекой казарки и обыкновенной гаги является остров Вайгач. Белощёкая казарка гнездится как по прилегающим островкам, так и по самому острову. Обыкновенная гага гнездится преимущественно на небольших каменистых островках, прилежащих к северному и западному берегам острова Вайгач, внесена в Красную книгу Ненецкого автономного округа.
Жители острова Вайгач ведут гагачье хозяйство в соответствии с Уставом общины «Хэбидя-Я» («Святая земля»), согласно которому сбор пуха птицы определен в качестве одного из традиционных видов их хозяйственной деятельности. Сбор пуха осуществляется после того, как гага сходит с гнезда после появления птенцов, и это не вредит популяции гнездящихся птиц.
Как считает председатель постоянной комиссии по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, экологии и природопользованию Матвей Чупров: «Необходимо закрепить статус сбора пуха птицы, сбора птичьих яиц, а также сбора иных продуктов жизнедеятельности объектов животного мира, осуществляемых на острове Вайгач как вида традиционной хозяйственной деятельности КМНС РФ».
В связи с этим депутаты решили разработать соответствующее обращение в Правительство РФ.
В настоящее время данное предложение проходит процедуру общественного обсуждения, затем его рассмотрят на сессии, после чего обращение будет направлено в Правительство Российской Федерации».
Проблема сбора пуха гаги на острове Вайгач неоднократно поднималась в публикациях ИА RUSNORD. В последней по сроку выхода статье на эту тему «Запретит или нет Администрация НАО сбор пуха гаги на Вайгаче?», говорилось, в частности, об обращениях Владимира Киприянова, научного руководителя и члена общины КМНС о. Вайгач «Хэбидя-Я» («Святая земля») о защите прав островных ненцев на традиционную деятельность по сбору гагачьего пуха. Свои обращения Владимир Киприянов направил губернатору НАО Александру Цыбульскому и заместителю председателя СД НАО, председателю постоянной комиссии окружного Собрания по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, экологии и природопользованию Матвею Чупрову.
Вызывает уважение оперативность, с которой на обращение отреагировал Матвей Чупров и депутаты окружного Собрания, а так же уровень, на котором депутаты намерены решить эту проблему.
Этот подход радикально отличается от подхода Администрации НАО. Для ответа на обращение Владимира Киприянова губернатор округа Александр Цыбульский направил обращение в департамент природных ресурсов, экологии и АПК НАО. Неутешительный ответ департамента был направлен заявителю. Подробный его анализ является темой отдельной публикации.
Тем не менее, не могу не процитировать часть письма г-на Чибисова, подписавшего от имени департамента этот ответ:
«Кроме того, деятельность по сбору пуха обыкновенной гаги и б. казарки, проводимая с 2013 по 2018 годы на территории о. Вайгач, не является традиционным видом деятельности, поскольку осуществлялась Вами и некоторыми членами ТСО КМНС «Хэбидя-Я» только с одной целью – получения прибыли определенной группой лиц. В Перечне видов традиционной хозяйственной деятельности КМНС РФ, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р, такой вид деятельности, как сбор пуха птиц отсутствует.
Позиция департамента по данному вопросу не является односторонней, сформирована после взаимодействия с несколькими научными организациями и распространяется на всех природопользователей (организации и граждан), ведущих деятельность и приезжающих на о. Вайгач.
Запрет на сбор пуха и яиц на территории заказника не влечет нарушения прав КМНС (ненцев), проживающих на о. Вайгач, так как основными традиционными видами деятельности на о. Вайгаче является собирательство, рыболовство и оленеводство, а так же сопутствующие им направления деятельности: переработка продукции оленеводства, заготовка рогов, выделка шкур».
В первой части этого цитируемого текста ответа меня восхищает «логика» г-на Чибисова. А именно вывод о том, что проводившийся в последние годы сбор пуха не является традиционным видом деятельности, поскольку осуществлялся только с одной целью – получения прибыли определенной группой лиц. Из более ранних ответов г-на Чибисова следовала его глубокая убежденность в том, что традиционной деятельностью он считает лишь ту деятельность, которая осуществляется исключительно для собственного потребления КМНС, а не как не на продажу. Тем более, «с целью получения прибыли».
Печально, что руководитель субъекта РФ такого высокого уровня не знает основ законодательства и профильного законодательства. Это следует из того, что этот руководитель не понимает разницу между доходом и прибылью, а так же не понимает разницу организационно-правовых форм предприятий и целей их деятельности. Разница между некоммерческими и коммерческими организациями состоит в разнице целей их создания.
Основной целью любой коммерческой организации в соответствии с законодательством РФ является получение прибыли, то есть положительной разницы между доходом от коммерческой деятельности и издержками производства, и ее распределение между собственниками предприятия.
Напомню, что община КМНС является некоммерческой организацией (НО). При этом она может заниматься коммерческой деятельностью и получать от нее доход. И может иметь прибыль. Но с той лишь разницей, что эта прибыль не распределяется между собственниками, а идет на реализацию уставных целей и задач НО. Это то, что касается основ законодательства.
В отношении профильного законодательства г-ну Чибисову имело бы смысл более внимательно перечитать Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности КМНС РФ, на который он ссылается в ответе. Там есть виды деятельности, в отношении которых прямо оговорено исключительное использование их для собственных нужд КМНС. Например, п. 9. Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд или п.11. Добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Есть виды деятельности, в отношении которых прямо указана возможность реализации полученной продукции. Например, п. 4. Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства, п. 6. Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов и п. 7. Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
Есть виды деятельности, такие как, п. 1. Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство), п. 2. Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов и п. 12. Художественные промыслы и народные ремесла. В отношении них нет оговорок о возможности реализации продукции, но всем известно, что большая часть этой продукции идет не на личное потребление КМНС, а реализуется ими на коммерческих условиях. Да еще и при государственной поддержке.
В той части ответа, где говорится о том, что «позиция департамента по данному вопросу не является односторонней, сформирована после взаимодействия с несколькими научными организациями», является откровенным враньём. Так как до департамента неоднократно доводилась и альтернативная позиция от профильных научных организаций. В частности позиция ВНИИОЗ (г. Киров), специализирующегося не на чистой научной орнитологии или экологии, а на вопросах охотничьего хозяйства и звероводства.
И уже откровенным лицемерием является утверждение о том, что «запрет на сбор пуха и яиц на территории заказника на о. Вайгач не влечет нарушения прав местных ненцев». И это на том основании, что г-н Чибисов и департамент лучше местных ненцев знают о том, какие виды деятельности для них являются традиционными.
Поэтому понимаю депутатов окружного Собрания НАО, которые, судя по всему, устали доказывать очевидное местным упертым чиновникам из департамента ПРЭ и АПК НАО, и пошли, может быть, не по самому быстрому и простому пути. Но по пути, который положит конец этой совершенно не конструктивной дискуссии.
Борис Дульнев
Специально для ИА RUSNORD