Участник Ассоциации «Вольное дело» блогер и независимый гид Олег Кодола:
Недавно летел в самолёте с несколькими... ммм... коллегами из нашего министерства... и меня спросили: «как мне новый арктический проект с ледоколом на Соловки?» Отвечаю подробно, а то в полёте обо всём не поговоришь...)) Арктика - тема отдельная, стране нужная, и отчитываются по ней все... Конечно, туризму АО приятно, что столица Поморья на глазах превращается в столицу «всея Арктики»: «Ледокольный тур из Архангельска на Соловецкие острова разработан компанией «Помор-тур» – сообщил Сергей Никулин, фин.директор компании и член правления Архангельской туристической ассоциации... Несомненно, такая инициатива из уст столь уважаемого туристического общественного деятеля и финдиректора крупнейшей, и, не побоюсь этого слова, старейшей, турфирмы, вышедшей из недр Совета по туризму, достойна новостных лент. По заявлению Сергея «это наш совместный проект с Росморпортом», что, очевидно, поднимает статус этого проекта на федеральную высоту. Но есть нюансы...
1. Не определены точные даты выхода рейса на Соловки. По словам Сергея, «возможность «выдернуть» действующий ледокол из работы в Архангельске» выпадает раз в год, на январские праздники». До январских праздников осталось всего 1,5 месяца... Пора точно оговаривать дату «выдёргивания».
- Не объявлена точная длительность поездки: фраза «3-4 дня» предполагает и три, и четыре дня. Вроде бы различие небольшое, но, учитывая стоимость поездки «около 2 миллионов рублей в день на человека», разница между 6 и 8 миллионами рублей ощутима.
- Новизна проекта, мягко говоря, сомнительна. Ещё в 2013 году аренда атомного ледокола «50 лет Победы» предлагалась Росморпортом по цене «около 2 миллионов рублей в сутки». Правда, «50 лет Победы» – ледокол атомный, а «Чаадаев» – дизель-электрический.
- Ценообразование проекта хромает. Простая математика: 1 турист, пожелавший медленно покататься за 2 миллиона в сутки, полностью окупает работу ледокола. По словам Сергея Артуровича, тур «рассчитан на группу 10 человек»... Получается, что каждый последующий турист приносит прибыль 2 миллиона рублей в сутки. Такой аппетит можно только приветствовать. К слову, круиз на ледоколе на Северный полюс стоит 1 миллион 750 тысяч и длится 13 дней.
- Сергей Артурович понимает всю сложность реализации настолько высокомаржинального туристического продукта, и потому относит его к категории VIP. Сдаётся мне, что это не категория VIP. Это категория - ЛОХ. Потому что VIP умеет считать деньги, а ЛОХ - нет.
- Сергей подтверждает, что он таких знает: «по нашему опыту, есть категория туристов из России, которые могут себе это позволить». Я тоже таких знаю. Это либо указанная выше категория, либо «люди за госсчёт». Не удивлюсь, если первыми туристами окажутся (в том числе) и начальники из «Росморпорта», разработавшего «совместный проект».
- Хочу напомнить коллегам, что Соловецкий портопункт попросту закрыт в зимний период, а потому подход и швартовка требует согласований в управлении Мурманского порта.
- Отсюда, стоит предупредить туристов о возможной высадке на лёд. Конечно, можно договориться с местными снегоходчиками, чтобы они подвезли на берег... Но это только в том случае, если лёд встанет: в прошлом году и льда как раз до январских и не было...
- А вообще, как известно, без лоха и жизнь плоха. И не так важно, кто этот лох: какой-нибудь менеджер Газпрома, способный выложить «двушечку в день», или лох в Правительстве России, который порадуется рапорту об очередном освоении Арктики.