Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Михаил Мамошин: Для меня новая набережная в Архангельске – не коммерческий проект

Михаил Мамошин принадлежит к современным архитекторам, которые пришли в архитектурную практику с творческим подходом, основанным на работе с традицией. Суть его творчества - симбиоз традиций и новаций, а также поиск в традиции новых для исторических городов тем. В эксклюзивном интервью член Правления Союза архитекторов России, вице-президент Международной академии архитектуры, профессор Михаил Мамошин рассказал о проекте новой застройки набережной Северной Двины в Архангельске, который вступает в стадию завершения реализации.

- Михаил Александрович, вы хорошо знаете архитектурную ситуацию в России. Проекты такого масштаба как застройка набережной в Архангельске под условным названием «От «Альфы» до «Омеги»» сейчас реализуются где-нибудь в стране, в городах сопоставимых с нашим?

- Я уверен – то, что реализуется здесь, в Архангельске – это опережение времени. По значимости и объемам работ в центральной части города таких проектов я больше не встречал. Я знаю, что активно идет строительство в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге. Но это, во-первых, города – «миллионники», во-вторых, в основном там возводятся отдельные объекты в рамках достаточно ограниченных по площади участков. В итоге законченных ансамблей не создается. В Архангельске же впервые за несколько десятилетий сложилась идеальная ситуация для создания единого архитектурного ансамбля. И основная его идея, ментальная суть проекта – возвращение общественно-дело вой жизни города в то место, где она была исторически.

- А вы с детства помните это место?

- Конечно, и рыбный рынок на ул. Поморской, на месте Дворца пионеров, где продавали рыбу прямо из бочек, и магазин «Соловецкий», памятники подворий Никольского и Соловецкого монастырей, дом Шингаревых-Плотн иковых. Это был исторический центр поморской активности. Уход жизни с этого места – это была для города большая потеря. И сегодня появилась возможность вернуть это место к активной жизни.

- Северную Двину называют часто главной улицей Архангельска. При создании проекта вы опирались на эту идею? И рассматривается ли новая набережная в этом контексте не только как деловой центр, но и как общедоступная зона отдыха для всех горожан?

- Именно так изначально все и было задумано! Ведь Дворцом пионеров набережная оказалась разделена на две части: Одна часть была сделана, а вторая оказалась в запустении. Поэтому мы изначально приняли для себя как аксиому – создать пешеходную сквозную рекреационную зону. Это есть и во всех проектных материалах. Второй аспект – это панорама со стороны реки. Безусловно – река, это ключевой фактор восприятия Архангельска. Хотя интенсивность движения по реке сейчас и не такая большая. Но ведь все может измениться. А Северная Двина остается архитектурной доминантой города.

- В связи с этим говорят о достаточно плотной застройке, предусмотренной в вашем проекте.

- Я с этим не согласен. Если мы посмотрим старый Архангельск, и вообще старые города, они всегда характеризовалис ь плотной, но гармоничной застройкой. Конечно, был период истории нашей архитектуры, когда градостроительно е масштабирование имело склонность к максимальному расширению пространства, часто, кстати, в ущерб исторической планировке. Не буду это критиковать, скажу только, что, на мой взгляд, сегодня концентрация жизни предложенным нами архитектурным путем оправдана. Это подтверждают и все зарубежные аналоги: «Хаффен-сити» в Гамбурге построен еще плотнее. А в Архангельске вода, небо, ландшафт и архитектура – сбалансированы в гармоничном сочетании.

- Вас упрекают в «скандинавизме»…

- Как у нас говорят: «Онега – вторая Норвега» (сам Михаил Мамошин – уроженец Онеги прим. автора). И если мы опираемся на культурную идентичность, то все, что я делаю и в Архангельске и в Санкт-Петербурге , так или иначе, имеет под собой определенную ментальную основу. Ведь даже Петербург в архитектурно-гра достроительном плане не исчерпывается классицизмом. Тема Севера, нордизма в нем ярко представлена, особенно если мы говорим о рубеже 19-20 веков, о русском модерне и авангарде. А в Архангельске это одна из основ его градостроительно й истории. Ведь это – первые ворота России в Европу, в ганзейские города, Скандинавию. И это не только экономические связи, но и культурный обмен, и тесные связи на бытовом уровне, взаимопроникнове ние на уровне восприятия основополагающих ценностей. Путь «Из варяг в греки» - одна из архетипических основ российской ментальности. И если на юге – это византийская архитектурная традиция, то на севере – скандинавская, нордическая. Поэтому новый облик набережной в Архангельске, на мой взгляд, имеет глубокие культурно-истори ческие корни, учитывая и размещение здесь нового кафедрального собора.

- В связи с этим вписывается новый проект в общий облик развертывания панорамы набережной от собора?

- Несомненно. Имеется достаточно почтенная дистанция нашего ансамбля от собора. Мне кажется замечательным, что собор вышел на воду, и расположен в столь удачном месте. И мы при проектировании всегда стремились быть в архитектурном диалоге с собором, чтобы достичь общей гармоничности нового облика набережной.

- Как вы относитесь к идее насыщения рекреационной зоны новой набережной малыми архитектурными формами? Это могут быть разные объекты: от футуристических инсталляций до традиционного Поморского поклонного креста.

- Я лично к этому отношусь неплохо. Набережная должна быть живой и возможны разные форматы. Возможно, там разместить и лодки-соломбалки , карбасы и поморский коч, и даже пришвартовать к причалу рыболовный траулер или лесовоз. Вариантов множество, в том числе интерактивных.

- Часто можно услышать, что Архангельск город тупиковый. То, что архитектор Мамошин решил спроектировать подобный комплекс в нашем городе означает, что он верит в перспективы столицы Поморья?

- Я не считаю Архангельск бесперспективным городом. Он появился раньше многих российских городов, и настолько уместен геополитически, что любые изменения в жизни востребуют его потенциал. Здесь есть особый дух места и дух движения. Архангельск не может быть не востребованным. И для меня новая набережная в столице Поморья – это не коммерческий проект. Это долг и благодарность городу, который я искренне люблю.

О собеседнике:

Мамошин Михаил Александрович, родился 22 июня 1960 г. в Онеге в семье строителей. В 1984 г. закончил с отличием Архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строит ельного института. В 1989 г. вступил в Союз архитекторов СССР

С 1991 года занимается собственной творческой деятельностью, является автором более 50 зданий, построенных в Санкт-Петербурге и его пригородах, а также в Архангельске, большинство из которых были удостоены наградна всероссийских и международных архитектурных концептуальных конкурсах. Михаил Мамошин является вице-президентом Санкт-Петербургс кого Союза архитекторов России, членом Правления Союза Архитекторов России, заместителем председателя Совета по архитектуре САР, вице-президентом Международной Академии Архитектуры, членом-корреспон дентом Российской академии архитектуры и строительных наук, профессоромIAA (International Academy of Architecture). Награждён Золотой Пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры» (1999 г.), медалью им. В.И. Баженова «За высокое зодческое мастерство» (2008 г.). УдостоенГран-пр и Санкт-Петербургс кого ежегодного конкурса «Архитектон» «За лучшую постройку 2007 года» и Премии Правительства Санкт-Петербурга в области в области литературы, искусства и архитектуры» (номинация «Архитектура», 2008 г.).В январе 2009 года творческий коллектив под руководством Михаила Мамошина был награжден Золотой медалью РААСН, а виюне Почетным дипломом и Знаком соответствия в номинации «Современная архитектура в контексте исторической среды Санкт-Петербурга » с занесением в «Белую книгу», в которой собраны современные городские объекты, созданные в соответствии архитектурными, градостроительны ми и художественными традициями Санкт-Петербурга . В 2010 г. Получил Золотой диплом смотра-конкурса «Архитектон -2010» и бронзовый диплом XVIII Международного фестиваля «Зодчество — 2010», а также диплом Международной академия архитектуры.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (192)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20