Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Учимся жить впроголодь. Слезы и позор отечественного автопрома

Что бы ни говорили наверху, каких бы не читали басен по поводу «оздоровительног о эффекта кризиса для российской экономики» (в смысле импортозамещения ), но жизнь диктует обратное – народ реально стал жить хуже. Так было в 98-м, но тогда хотя бы дифирамбов не пели, население сквозь зубы материлось. Какой-то положительный эффект, несомненно, был. Например, я успел купить диван, который не успел вырасти в цене вместе с долларом. Но это той фирме, в которой тогда работал, повезло – поднялись на дефолте. Ещё читал байку про то, как продавцы итальянской элитной мебели, разорившись, смогли перепрофилироват ься и занялись выпуском сухариков к пиву. Вот только в их нарочито бодрых комментариях я уловил нотки безысходности – «раньше были солидными людьми в смокингах и с открытой итальянской визой, а теперь все в хлебных крошках».

Тогдашнюю ситуацию было пережить реально проще. Народ ни на что особо не надеялся, никто ничего не обещал, не завлекал, не прикармливал. За тучные нефтяные годы реально расслабились. Вот читаю: валютные заёмщики ипотеки перекрыли Тверскую и Невский проспект. Расплачиваются за собственное скупердяйство – такой кредит был в обслуживании значительно дешевле рублёвого. Неужели так верили в вечную нефть по 100 долларов за бочку? Нет, говорят, мы верили Путину, в его экономический гений. Так он же юрист по образованию… вот и вините, прежде всего, себя.

Впрочем, я зря наезжаю, для людей это трагедия – перспектива оказаться на улице с маленькими детьми. Тем более, что выдавшие ипотеку банки и не думают сыпаться, как было в 98-м (хоть какой-то шанс проскочить между Сциллой и Харибдой).

Но вот ситуация пострашнее. Ещё в начале июля прошлого года один из крупнейших поставщиков «АвтоВАЗа» - тольяттинский завод «АвтоВАЗагрегат» - остановил производство, а для его рабочих был объявлен «режим простоя» по вине работодателя. Это означает две трети заработной платы (без премий и процентов выработки) для двух тысяч человек. И то не навсегда, а до определённого срока… никто не знает, вылезет предприятия из производственной ямы, или прекратит существование.

Надо сказать, что безработица была даже при социализме. Но скрытая, на определённые профессии. Вас всегда могли ткнуть носом в доску объявлений отдела кадров другого предприятия, где «требуются-требу ются». Кто требуется и на какую зарплату, не суть важно, главное - сам факт всеобщей занятости. Это и расслабляло. В Америке я был поражён, как люди держатся за свою работу, и никаких пьянок на рабочем месте.

Возможно, что и в Тольятти вчерашнему сборщику или инженеру можно устроиться куда-нибудь дворником. Только представьте, какой это удар по профессиональной гордости. В городе, который с конца 60-х годов прошлого века живёт отечественным автопромом, и в котором внуки заменяют на конвейере своих дедов.

И вот реалии сегодняшнего дня. После остановки «АвтоВАЗагрегат» так и не запустился, а более 1500 тольяттинских семей остались практически без средств к существованию. За коммунальные долги им отключают электричество, дети недоедают, уже были случаи самоубийства от отчаяния. Причём первыми об этом сообщили не экономические, не общественно-соци альные, а православные издания (видимо, только там сохранился принцип милосердия).

Бывшие сотрудники, которым работодатель никак не выплатит долги по зарплате, выстраиваются в очереди в супермаркетах, чтобы забрать отправленные на утилизацию просроченные продукты. Из рассказа уволенной сотрудницы: «И меня, и мужа уволили с «АвтоВАЗагрегата » одномоментно - оптом. Просила кадровиков войти в положение: «Кто будет кормить семью? Дочка в декрете. Я пенсионерка, никуда не устроюсь». Отмахнулись: «Вас тут много таких». Дни идут, долги растут, вакансий в городе нет - в Тольятти более 8,2 тысячи безработных. Больше половины - женщины. У каждого 20-го человека - инвалидность. Обидно, что после известия о ликвидации предприятия начальство сразу рассчитало высший состав - у них оклады по 500-700 тысяч рублей в месяц. А нам, получавшим от силы 9-15 тысяч, в ноябре прислали на банковские карточки по 312 рублей и перед Новым годом кинули по 1600, хотя должны кому 70 тысяч, кому 150». Не правда ли, ситуация зеркально похожа на ту, что случилась в прошлом декабреу архангельских мчсников. Но тем в итоге закрыли долги - побоялись гнева офицеров, умеющих обращаться с оружием. Чем могут напугать власть мирные работники отечественного автопрома… даже представить себе не могу.

Самое опасное в этой ситуации, что (по свидетельству местных жителей) администрация Тольятти скрывает от Москвы истинное положение дел. И не только мэр. В начале зимы, когда безвинно уволенные натурально голодали, губернатор Самарской области (Меркушкин) ездил в Кремль докладывать об 11 % прибыли «АвтоВАЗ агрегата». Хотя весь город знал, что завод стоит уже который месяц. А тем временем в семьях уволенных копились неоплаченные счета за ЖКХ (у некоторых уже отключили электричество) и росли долги перед школой за питание. Люди привыкают ходить пешком - элементарно нет денег на автобус.

В городе имени итальянского коммуниста давно назревает недовольство, самоорганизуются акции протеста. Ещё в ноябре следственный отдел Тольятти возбудил дело против руководства «АвтоВАЗагрегата » в связи с подозрением в сокрытии денежных средств. Как выяснилось, при наличии средств на уплату налогов (более 20 млн рублей) гендиректор и его заместитель приняли решение в первую очередь рассчитаться с некими «третьими лицами».

Тут фишка в чём. Юридически концерн «АвтоВАЗ» - огромное коммерческое предприятие. Но из-за своей «плановой убыточности» давно и крепко сидит на шее у государства. И конца-края этому не видно. Не получается у тольяттинских разработчиков конкурировать с зарубежными коллегами в рамках «цена-качество». Хоть ты тресни. В итоге создаются разнообразные программы поддержки отечественного автопрома (типа сумасшедшей идеи законодательно пересадить весь Дальний Восток на левый руль). Тем самым агония только продлевается, хотя любому автовладельцу ясно – надо закрывать эту лавочку, а мощности отдать в концессию какому-нибудь «Форду» или «Ниссану». Вот это по-хозяйски будет.

Это лишь один наглядный пример того, что положение намного хуже, чем пытается рисовать правительство. Я искренне не понимаю, почему нужно было принимать бюджет из расчёта 50 долларов/баррель (если уж мы в такой парадигме живём), когда было ясно – внешняя ситуация только усугубляется: и политически, и стагнацией в мировой экономике. Даже чисто психологический просчёт. Нас и так с детства приучают верить не в собственные силы, а в Емелину щуку и Конька-горбунка. И в этом плане совершенно прав Народный фронт, предлагающий не зацикливаться на «антикризисном плане» (завтра Тегеран с Эр-Риядом начнут бомбить друг друга, вот тебе и выход), а вплотную заняться «планом развития». Таким, чтобы не зависеть от нефтяных цен. Почему не занимаются? Потому что это сложно. Пенсии у народа должны расти сами собой. Вот это и есть истинный популизм!

Вспоминаю, как где-то в середине 90-х «Московский комсомолец» выпустил памятку тем, кто сел на пособие по безработице. Копеечное, как всегда. В статье предлагалось меню из супа-письма, ворованной на колхозных полях картошки, зажаренной на масле, добытом из подсолнечного жмыха, хлеб собственного приготовления (типа мацы) и даже вино из перегнивших яблок. Я в то время зарплату получал исключительно в долларах, но советы запомнил, помня о суме, от которой не зарекаются. На прошлой неделе та же газета опубликовала инструкцию, как прожить в столице на прожиточный минимум (около 12000 рублей) и не протянуть ножки. Масло там уже покупалось… чувствуете явный прогресс?

Ещё нашёл реальные цифры падения нашей экономики. Только по внешнеторговому обороту (а как без него, если живём не при «железном занавесе»?) мы в минусе на34,2%, втом числе по экспорту - на32,1%, поимпорту - на37,7% - плоды нашей внешней политики. Знаете, где мы в плюсе? В сельском хозяйстве. Кто бы мог подумать - на целых 3%! Ну, хоть какая-то польза от игры в санкции-антисанк ции.

На самом деле, всё это фигня: внешнеторговые обороты, баррели, доллары и пр. Не фигня лишь то, что кому-то уже нечего приготовить на ужин. Представьте себе, если бы на «АвтоВАЗе» производили не «вёдра с гайками», а танки.

Или наше правительство такое уж смелое?

Леонид Черток


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Июнь 2021 (193)
Май 2021 (311)
Апрель 2021 (349)
Март 2021 (318)
Февраль 2021 (273)
Январь 2021 (285)



Деньги


все материалы
«    Июнь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Top.Mail.Ru
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20