4 июня — Международный День невинных детей - жертв агрессии. Размышлениями на эту злободневную тему поделился региональный руководитель федерального проекта "Безопасный интернет", специалист ГБУЗ АО "АКПБ" Алексей Белый.
Группы смерти
- Этот день - напоминание нам взрослым о боли и страданиях детей всего мира, подвергающихся физическому насилию, морально-психической и духовной обработке. Но дети погибают не только в зоне военных действий. Прошедшая по миру волна террористических атак, унесшая многие жизни невинных детей, обозначила новое измерение угрозы, исходящей от международного терроризма для всего человечества. Особо отмечу, что одним из важнейших приоритетов профилактики терроризма и экстремизма является формирование антитеррористического сознания у молодежи.
Есть еще одна не менее важная - актуальная проблема, касающаяся наших детей: специалисты кибербезопасности ежедневно сообщают нам о ней, бьют в колокола. Депрессивно-суицидальный контент, заполнивший интернет и социальные сети. Множество «закрытых» групп (в которые на самом деле легко можно вступить, просто послав запрос) предлагают обширную информацию о способах суицида вплоть до мельчайших подробностей.
Иногда подростки сами находят эти группы, но чаще ссылки на деструктивные сообщества появляются как дополнительные рекламные ссылки в поисковиках. Однако, как показывает опыт, большинство детей попадает в так называемую воронку вовлеченности. На первом этапе это просто тематическое общение в большой интернет-группе - темы самые различные, никакого деструктива. Далее ребенка приглашают в более узкую группу, в которой появляется депрессивный контент. Общее направление - все плохо, в школе плохо, родители плохие, друзья плохие. Следующая ступень - закрытые группы суицидной направленности, где ребенку показывают жуткие картинки и видео, заставляют слушать психоделическую музыку, причем заставляют для этого просыпаться рано утром. «Разбуди меня в 4:20» - это не миф, а реальность. Здесь уже узкий круг общения, причем, как показывает анализ, общается 20% людей и 80% ботов, заранее запрограммированных на суицидную тему.
Финалом воронки вовлечения является переход на личное общение с ребенком в мессенджерах. Историю общения, запросов, видео, аудио ребенок в 99% случаев удаляет с телефона, планшета и т.д. В мессенджерах идет личное общение через видео- и аудиозвонки, что дает возможность полного воздействия на психику ребенка, в том числе с применением НЛП. После этого дети находятся в измененном сознании, у них снимается страх смерти.
Огромное количество подписчиков в группах, информирующих о совершенных суицидах, во ВКонтакте и в Телеграмме. Эти источники с цинично-отвратительными комментариями публикуют информацию о суициде, сопровождая ее крупными фотографиями с места происшествия и, часто, видеосъемкой падения с высоты, причем сделанной не случайным прохожим, а четко с наведением на место начала падения. Это говорит о том, что оператор, проводящий съемку, знает место и время суицида. При этом в широкий доступ такие видео попадают редко - но для кого-то они велись, кто-то их принимал и записывал. С учетом того, что, например, в Телеграмме каналы, публикующие такую информацию и такие видео, имеют платную подписку, можно говорить о монетизации подростковых суицидов.
Конечно, истории трагедий в семьях разные, территориально в разных частях страны, но, несмотря на это, видно множество идентичных деталей, позволяющих говорить о том, что было внешнее воздействие, и это внешнее воздействие не спонтанное, а хорошо спланированное. Есть общие моменты изменения поведения разных детей: почти у всех стерта информация с гаджетов, предсмертные записки и завещания написаны одинаковыми словами, присутствует нумерология (например, этаж, с которого было падение, совпадает с количеством лет погибшего, дата смерти или дата сорока дней попадает на какой-то значимый для семьи день или праздник).
После смерти ребенка с его страницы ВКонтакте удаляются «друзья», на ней появляются «тролли», которые оставляют мерзкие сообщения и картинки о случившемся, причем в некоторых случаях эти сообщения появляются даже раньше или с точностью до минуты трагедии, хотя в этот момент о ней знают только государственные органы. Пропадают не только виртуальные «друзья», но и реальные, недавно появившиеся в жизни ребенка - по многим признакам, для того чтобы подвести его к последней точке.
«Вирусные игры».
А вы знаете, в какие "игры" играют ваши дети?
- Когда мы говорим о подобных игровых проектах или квестах в соцсетях, важно понимать, что Интернет – это всего лишь площадка, где подростки просто объединяются в группы по интересам и играют. До появления Интернета подростки общались в школе и во дворах, в кружках и секциях. Тогда опасных игр тоже хватало: беготня в заброшенных зданиях и на стройках, перебегание перед трамваем, опасные разборки и прочее.
Важно помнить: подростки ищут свое место в мире, хотят проверить свои границы, а потому ищут адреналина и приключений. Подростку не хочется выбиваться из круга, он стремится быть похожим на свое социальное окружение. Если все друзья делают что-то (играют в интернет-игры, дерутся с соседним районом, выигрывают соревнования по баскетболу), подросток постарается быть с ними.
Почему дети начинают играть?
По наблюдениям специалистов, основная часть игроков в вирусных социальных играх - пришли туда «за компанию». Основные причины, по которым ребята начинают играть:
- скучно, «нечего делать»
- не хватает ощущений, адреналина
- все друзья играют
- друзей нет, хочу найти в игре
- все вокруг об этом говорят - любопытно
- хочется проверить себя: я же смогу начать - и выйти
- есть реальные проблемы, желание расстаться с этой жизнью или навредить себе
Распространение знаний об игре приобретает вирусный характер за счет реакции в Интернете и в подростковой среде, чуткой к тенденциям, а также благодаря СМИ.
Что привлекает?
В подростковой среде очень сильна тенденция к подражанию, критически важно ограничивать распространение информации, которая могла бы привлечь подростков.
Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с несовершеннолетними суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.
В игру может привлечь:
- ореол таинственности и опасности, теории заговора (хочу почувствовать себя
особенным)
- большой шум (все говорят - хочу попробовать)
- сочные подробности (это так красиво и романтично)
Что делать?
Важно помнить, что в подростковом возрасте понятие «смерть» обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, отстраненное от собственной личности – у большинства подростков, особенно нынешнего, тщательно оберегаемого от стрессов поколения, нет опыта контакта со смертью. А значит, даже прямая угроза жизни может не быть воспринята адекватно.
Основная рекомендация: сообщать об играх в спокойном, информативном тоне, без лишних подробностей. По возможности, избегать сообщений об интересных деталях игры, способах попасть в нее, деталях, которые могут привлечь подростков.
Если родители, друзья или знакомые заметили на странице в соцсети призывные хэштеги и посты, первым шагом должен стать анализ ситуации. Нужно определить, к какой из двух больших групп потенциально принадлежит игрок.
Первая группа – это те, кто играет из интереса - как правило, используют для игры свою реальную страницу, но могут заходить и с дополнительных «фейковых» аккаунтов. На странице, как правило, будут подписки на нейтральные подростковые группы и видео: шутки, смешные картинки, популярные сообщества по интересам. Наряду с обычным контентом может присутствовать несколько групп с мрачным контентом.
Вторая группа - те, кто действительно думает о суициде или о самоповреждении. Они, как правило, играют с дополнительной страницы, возможно анонимной, реже – с основной. На странице достаточно мрачный контент: видео, картинки, музыка с депрессивной окраской. В подписках можно найти сообщества, в которых также публикуются подобные материалы. В постах могут присутствовать мотивы самоповреждения, кровь, синяки.
НО! Анализа по странице недостаточно. В первую очередь нужно поговорить с подростком. Аккуратно расспросить, почему он играет. Если взломать переписку или отобрать гаджеты, контакт будет потерян, и истинные мотивы выяснить будет очень сложно. Если разговор и аналитика показывают, что подросток играет от скуки, следующий шаг - выведение его из игры. Сначала стоит выяснить, чего конкретно в реальности не хватает молодому человеку или девушке, а затем предложить альтернативы. Хорошим вариантом могут быть активные виды спорта, городские квесты. Большую роль играет общение с родителями или другими близкими людьми.
ВАЖНО! Нельзя «выводить» ребенка из игры без ведома и участия родителей. В том, что он оказался там, есть их ответственность. Скучающий подросток, возможно, отдан на воспитание школе и гаджетам: родители заняты работой и личной жизнью и физически не успевают заметить, что происходит дома. Если не работать со всей системой в целом (родители + ребенок), возможны два варианта: подросток вернется в игру снова, или «спасатель» создаст созависимость, превратится в человека, удерживающего ребенка от возвращения в игру. Лучше всего, если вопросы с игроком будет решать семья.
Вторая категория игроков - гораздо более нестабильна и имеет реальный шанс дойти до конца игры. Это они - потенциальные суициденты, и ими нужно заниматься серьезно и со специалистами, а родителям нужно помнить, что не нужно бояться иной раз обратиться не только к психологу, но и к психиатру. Психиатрический учет, как и учет в отделе по делам несовершеннолетних снять можно в отличии от статуса «умер».
P.S. Данный текст воспроизведен по материалам Яны Амелиной, Елены Козырь, Леонида Армера, благодарим за информационное содействие при написании статьи.
#безопасностьдетейвприоритете