Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 30 июля совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. В этот воскресный день Церковь чтит память святых отцов шести Вселенских Соборов.
Проповедь владыка посвятил словам из апостольского чтения, звучавшего за богослужением. Апостол Павел писал, что Господь послал его не крестить, а благовествовать, «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор., 124 зач., I, 17-18).
По словам митрополита Даниила, благовествовать о Христе, используя хитросплетения словесные, не имеет смысла: «Если человек не принимает слово Евангелия, то, как ни преподавай ему это Слово, он все равно будет его отвергать. Если посмотрим на жизнь и проповедь апостола Павла, то увидим, что он в разных местах говорил одно и то же о Христе, но результат был разным. Одни смеялись, кто-то задавал вопросы, а третьи приходили к апостолу в дом, где он остановился, и просили поподробнее рассказать о Спасителе и хотели принять Крещение».
Владыка подчеркнул, что благодать действует на одних, а на других — нет: «Потому что нравственная жизнь, образ мысли людей разнятся. А если человек мыслит не так, как проповедник, то он не послушает его, не пойдет за ним, поэтому важно сохранять нравственный ритм жизни: очищать грязь, пока она не прилепилась к душе. Когда человек нравственно болен, он не принимает слово о Христе. И не стоит этому удивляться. Кроме нравственной чистоты для того, чтобы принять Благую Весть, нужна вера, которую следует просить у Бога».
Особенную силу веры, по словам митрополита Даниила, человек приобретает, причащаясь Святых Христовых Таин.
Историческая справка об эпохе шести Вселенских соборов.
Этот период длился более трехсот лет, была временем христологических споров о Святой Троице. Поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, определена богословская основа вероучения.
Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только Соборы обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории.
Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 год), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского).
Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных канонов и не заменяет их новыми.
(по материалам пресс-службы Архангельской епархии)