Итак, власть обеспокоилась политической активностью российской молодёжи. Новую проблему обсуждают исключительно в интернете, не выпуская на наши голубые экраны… видимо, боятся рекламы нового популярного стиля времяпрепровождения.
Иногда политики не выдержат и что-нибудь ляпнут. Как, например, сенатор Елена Мизулина, безапелляционно заявившая в своей привычной манере, что «детей подкупали и вводили в заблуждение», а в школах «навязывают» борьбу с коррупцией. Друг моей бесшабашной юности поэт Орлуша даже стал подозревать даму в педофобии (действие, обратное педофилии).
- Дети шли гулять без спроса! –
Говорит Мизулина,
- Это же страшней поноса,
Чем в носу козюлина!
Учителя, понявшие, что основной наезд пойдёт на них – «не досмотрели, не уберегли, профукали целое поколение!» - приняли оборонительную стойку. В минувшую пятницу интернет упивался диалогом учителя ОБЖ (основы безопасности жизни) из томской «русской классической гимназии» с старшеклассниками. Педагог назвал участников несанкционированных митингов «фашистами», а молодёжь, принимающую в них участие, «кончеными дебилами». Причём имелись в виду любые не одобренные властью акции, а не конкретный Навальный.
У нас в школе был один такой. Любил на уроках вспомнить «батьку Сталина». Конечно, вступал с ним в дискуссии. Учитель сокрушённо качал головой: «Рано ушёл отец народов, не успел ваше вражье семя под корень». Кстати, подобные экземпляры легко и без рефлексии меняют ориентацию согласно заданному сверху политическому вектору, и так же рьяно начинают грустить о царе-батюшке. Именно из-за таких в своё время была запрещена любая идеология в образовательном процессе - они скорее отвратят, чем привлекут. И сейчас, слава богу, понимают – политическая и социальная ориентация подростков происходит в основном в кругу семьи, в среде постоянного обитания, и школе вряд ли по силам её переформатировать.
Но что-то с этим делать надо, считают те, кто принимает законы. Если и не повернуть молодёжь к прокремлёвским движениям, скисающим с пугающей быстротой, то хотя бы чем-то отвлечь. Чтобы и недорого, и обществу польза. Так вот…
Сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков внесли в Госдуму законопроект, предполагающий введение трудового воспитания на всех уровнях общего образования в России. В пояснительной записке отмечается, что в действующем законодательстве отсутствует понятие "трудовое воспитание", кроме того, законом "Об образовании" установлен запрет на привлечение к труду обучающихся без согласия их самих и их родителей. "Широкое толкование указанной нормы закона нивелировало трудовое воспитание в образовательных организациях", - настаивают сенаторы. Идею подхватила и одобрила спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
Как? Разве в школах больше нет уроков труда? Формально они есть… только учителей не хватает. Особенно мужиков, суровых трудовиков… старший сын года три плёл что-то из бисера вместо того, чтобы познавать загадочный и своеобразный мир табурета. Наверное, дело в низкой оплате - мужик с рукам, растущими из нужного места, больше на калыме поднимет. Ну и, конечно, имидж подпортили проклятые квнщики – синий халат, береточка, перегар.
Речь, конечно, не об этом. Об общих принципах приучения к труду. Например, уборка классов давно отдана на аутсортинг, собираются вернуть дежурства по классу. Ничего крамольного в этом не вижу, я первый раз поцеловался во время совместного протирания доски в первом классе. К тому же дети должны усвоить хотя бы основы самообслуживания, родителям мороки меньше будет.
Тем не менее - призыв сенаторов заставить детей трудиться вызвал широкую реакцию в обществе. Многие усомнились в целесообразности предложения и увидели в этом реинкарнацию школьных дежурств с мытьем полов после уроков. Кто-то разглядел намек на будущую эксплуатацию детского труда (на личном приусадебном участке директора школы, например). Кто-то пожалел детей: как можно вообще заставлять их трудиться при такой сильной занятости, как сегодня? Кого-то возмутила нерациональность использования свободного времени школьника.
Честно говоря, не знаю ни одного школьного директора с усадьбой. Наверное, эти опасения актуальны для сельской местности. Но ведь не так давно и солдаты генералам бани-дачи строили, как-то это смогли побороть. И дело не в общей практике, а в человеческой индивидуальности: захочет такой директор припахать в корыстных целях двоечника за годовую тройку - сделает это без всяких циркуляров.
Скорее, речь идёт о летнем трудовом семестре, о «картошке» для первокурсников. Обо всём этом у меня остались самые тёплые воспоминания. Правда, связаны они в основном с алкоголем с сексом, но ведь нужно когда-то и жизнь познавать.
После 8-го класса мы проходили практику на кондитерской фабрике «Ударница», на фасовочном конвейере. Насколько мне известно, никто из нашей английской спецшколы так и не стал трудиться в этом сегменте экономики, зато собственными руками и спинами поняли преимущество умственного труда над трудом физическим. И это в стране победившего пролетариата!
Тут я вижу определённую идеологическую опасность. Столкнувшись с реалиями современного производства, посмотрев изнутри на жизнь простого человека, школота с ещё большим задором пойдёт в протестное движение, ибо именно в рабочих коллективах активно зреет, пусть и пассивное, но недовольство. А уж какими студиозы вернутся из загибающихся колхозов… Володе Ульянову и не снилось.
Именно неквалифицированный труд с символической оплатой (а какой она будет при трудовом воспитании?) и есть наилучшая среда для социального недовольства. Несколько последних лет с детьми занимались патриотическим воспитанием и, похоже, «перекормили». Как и религиозным - статистика показывает, что в школах с преподаванием основ православия наибольшее количество атеистов… вплоть до внутрисемейных трагедий. Ибо опасно переводить дело совести каждого в состояние обязаловки.
А уж отпор, который полиция дала демонстрантам на воскресных мартовских митингах, сделал всё для романтизации звания оппозиционера. Теперь они хотят подменить его киркой и лопатой? Вопиющая наивность…
Что же получается? Романтизм заменяют трудовым воспитанием… та же системная ошибка, что и в советское время, когда молодёжи предлагали надутые образы и фальшь с утра до вечера. Детонация сработала в перестройку, когда открылись первые видеосалоны и показали совсем другую жизнь… а нам талдычили про комсомол и пионерию. Так и сегодня – «Селигер», «Наши», «Гвардии» - всё абсолютно забюрократизировано и не находит отклика у молодежи, разве что у начинающих приспособленцев.
А вот интересные данные от ВЦИОМ, организации достаточно ангажированной в сравнении с «Левада-центром», считающимся в мире российской социологии чуть ли не агентом Госдепа.
На первом месте по привлекательности у современных россиян стоит профессия врача, на втором – военнослужащего, на третьем – юриста, далее идут педагоги, инженеры, строители, полицейские, рабочие специальности.
Просто мечта патриота, не правда ли? С одним архиважным уточнением – эти профессии родители выбирают для своих детей. А сами школяры больше тяготеют к специальности IT-специалиста различной специализации. И на первое место ставят её космополитичность, возможность в будущем найти работу в любой стране мира.
Так хорошо ли мы сами знаем своих детей? А власть их знает?..
Леонид Черток
Одно из самых прекрасных и живописных мест России является Урал. Каждый должен побывать в этом месте и зарядится новыми силами. Например,экскурсии на урале пользуются большой популярностью и имеют хорошие отзывы. Детали на сайте https://vistarussia.com.