В российском прокате в Пасхальные дни — христианский исторический отечественный фильм «Варавва». В основе картины — библейский сюжет о распятии и воскресении Христа, рассказанный глазами разбойника Вараввы.
Коротко о том, кем был Варавва, на каких источниках основан сюжет фильма, и о том, в чем его основная идея.
Варавва — человек, вместо которого распяли Христа.
Об этом нам сообщают Евангелия. Казнь Иисуса, а с ним еще трех осужденных, пришлась на канун еврейской Пасхи. В связи с праздником, существовал обычай отпускать одного преступника, которого выберет народ. Понтий Пилат предложил выбор: освободить либо Иисуса Христа (которого прямо объявил невиновным), либо некоего Варавву. Вопреки ожиданиям Пилата, толпа потребовала отпустить Варавву.
Мы не знаем, Писание ничего более не рассказывает о нем. Существует предположение, что это был обычный уголовный преступник; по другой версии, это был иудей, с оружием в руках боровшийся с римлянами, как оккупантами.
Нет. Это сочетание евангельских событий (историчность которых всё более и более очевидна), с преданием и авторским вымыслом, которые не противоречат Писанию.
Сценарий фильма был написан по произведению английской писательницы Марии Корелли «Варавва. Повесть времён Христа». Повесть опирается на реальную евангельскую историю, но в отношении неизвестной для нас судьбы Вараввы и некоторых других лиц действует художественный вымысел, не претендующий на историческую достоверность.
Если взять в руки издание повести «Варавва», то можно увидеть надпись на обложке: «Перевод произведен по личному распоряжению Николая II». Автор книги — английская писательница Мария Корелли (творческий псевдоним, настоящее имя – Мэри Маккей, 1855–1924). Книга была переведена княгиней Кропоткиной и в 1910 году впервые выпущена в России.
По словам создателей, режиссера Евгения Емелина и продюсера Антона Кириллова, «Варавва» — это возможность иначе взглянуть на знакомую всем историю. В том числе историю поисков и сомнений, какие сопровождали будущих апостолов христианской веры. Герой фильма — лишь один из тех, кому предстоит пройти путь осознания. На его примере показана трансформация человека — от темного раба своих страстей до христианина, обретшего Бога и себя.
(по материалам Архангельской епархии)