В богослужении Великого понедельника как прообраз страданий Христа вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, которого братья из зависти продали в рабство в Египет; вспоминается также иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В этот день Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, который совершается только раз в году. Миро - это особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол, в общей сложности - 50 веществ. Миром помазуют при совершении таинства Миропомазания, а также употребляют для освящения новых храмов. Миро варится в течение трех дней, процесс сопровождается чтением Святого Евангелия.
В Великий вторник вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, рассказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
В Великую среду вспоминается грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. В этот же день Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. В этот день Патриарх совершает освящение мира за Божественной литургией, после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». C заката Солнца до полуночи Пасхи православным полагается не употреблять пищу.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В этот день происходит освящение пасхальной еды. В Великую субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений - на пасхальной заутрени.
Как сообщает РИА «Новости», Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на этой неделе проведет ряд богослужений в храме Христа Спасителя. В Великую среду, 23 апреля, Алексий II совершит литургию Преждеосвященных Даров. В Великий четверг, 24 апреля, - литургию святителя Василия Великого и утреню с чтением "Двенадцати Евангелий страстей Господних" - 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христа. В Великую пятницу, 25 апреля, - вечерню с выносом Плащаницы и утреню с чином Погребения. В Великую субботу, 26 апреля, в 23:30 по московскому времени патриарх возглавит встречу величайшего христианского праздника Пасхи и совершит крестный ход, пасхальную заутреню и Божественную литургию в храме Христа Спасителя.
Фото Н.Гернета