У мифического героя Кощея Бессмертного была «заклятая подруга» – Баба Яга. Энергичная старушка жила в лесу. В избушке оригинальной конструкции. Обладала огромными колдовскими знаниями. Имела в собственности ступолёт. Над разгадкой его устройства и принципов движения лучшие умы ломают головы доныне.
В сказках Баба-Яга пугает героев. И помогает хорошим людям. Дарит сказочного коня, волшебные предметы, делится сакральными знаниями. Всё это позволяет героям сказок достичь благородных целей. Вот и получается, что не злодейка она. А подлинная гуманистка.
Селились её сёстры и многочисленные племянницы по всей Руси. На Поморском Севере, с его необъятными лесами, Бабе-Яге жилось комфортно. Многочисленные избушки на курьих ножках до сих пор стоят на окраинах поморских деревень (на снимке). Бабушки их посещают регулярно. Сами там уже не живут. Имеют более просторные хоромы. Наверное, заслужили за добрые дела своих предшественниц. Избушки превратили в амбары. Хранят там вкусности разные, дары леса. С огромным удовольствием потчуют гостей морошкой, черникой, голубелью, брусникой, клюквой, грибами белыми и груздями солёными.
Почему ножки избушки называются «курьими»?
Во-первых, похожи на куриные ноги. А во-вторых, для придания устойчивости к гниению, их перед установкой обжигали на кострах. По-древнерусски, - «окуривали». Этот способ получения термодерева применяется и в наше время. В северных деревнях можно услышать слово кУрник - костёр, дым от которого спасает от комаров. Курными называют избы, топящиеся по-чёрному. На курьи столбы-ножки ставили не только амбары, но и мельницы. Последние могли вращаться.
Любопытны версии происхождения имени Бабы-Яги.
Первая часть – Баба (с большой буквы, и не бабка или старуха) толкуется В.И. Далем так: «Значение слова баба - ж. замужняя женщина, особенно после первых лет, когда она была молодкою, молодицею или вдова».
У второй части имени немало толкований.
Некоторые исследователи предполагают угро-финское или тюркские корни слова яга.
По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п.
Яги в ведизме - это жертвоприношения, выполненные в соответствии с Ведами. Яга означает также отказ от материального ради Божественного. Благодаря этому увеличивается внутренняя сила человека.
Близко по звучанию это слово к санскритскому «йога». Санскрит - один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи, получивший литературную обработку. Близким родственником ему приходится русский язык. Йога (иога, яга) означает на санскрите учение и метод управления психикой и физиологией человека.
А не этим ли занимается сказочная Баба-Яга?
Или Баба-Йога?
Попробуем перевести с санскрита это сочетание слов.
Баба на нём означает «отец». Значение слова йога приведено выше. Получили: «отец йоги». Может быть, «учитель»? Так именуют в индуизме наставников, знатоков йоги.
Кстати, слово баба и в других языках относится к мужчинам. Словарь Даля: «БАБА или бабай м. татарск. новорос. оренб. дед, дедушка, старик». Что ж, дедушка может быть наставником.
Кто Вы Баба-Яга (Йога)? Женщина? Или мужчина?
Возможно, при матриархате берегиня рода Баба-Яга – женщина? А после наступления патриархата сакральная власть перешла к мужчине.
С приходом христианства старые языческие божества подверглись гонениям, заместились иностранными. Церковью запрещены родные славянские имена. Почему-то только на Руси? В других славянских странах они звучат. И поэтому мы носим, требующие перевода, иноземные. Грустно это. Отреклись мы от своих предков. Не оттого ли беды тысячу лет не покидают Русь-Россию?
Всех предков надо чтить и помнить. Живых. И мёртвых.
Баба-Яга принадлежала двум этим мирам. Связывала их друг с другом. Видный исследователь мифологии А.Л.Баркова пишет об этом: «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».
И всё это было невозможно без помощи Бабы-Яги. Надо её реабилитировать. Это кстати, уже происходит. В прошлом году в селе Кукобой, что на границе Ярославской и Вологодской областей, открыт Музей Бабы Яги. Яростными противниками выступили представители РПЦ. Наверное, по их мнению, русским духом на Руси не должно пахнуть. Ну да Бог им судья.
Встречаются «следы» Бабы-Яги (Йоги, Ёги) в названиях рек, соседствующих с деревней Кощеихой ( этюд о Емецком Кощее http://rusnord.ru/culture/37684-koschey-iz-emecka.html ), что находится под северным селом Емецком. Деревня основана на Кощеевой горе, расположенной на левом берегу реки Емцы. На противоположном берегу реки, впадая в неё выше куста деревень с названием Меландово, течёт река Иога.
Есть в емецкой округе и река Ёга, впадающая в Калажму. Та в свою очередь течёт к Ваймуге, отдающей воды Емце.
В Ярославской области, претендующей на звание «Родина Баба-Яги», подобные «приметы» присутствия мифической героини не наблюдаются. Нет их и в других весях России.
Поэтому северянам следует использовать преимущества, оставленные предками. А также подумать, каким образом можно восстановить историческую справедливость по отношению к обиженной молвой сказочной ведьме - ведающей матери. Может быть, для начала памятник поставить?
Впрочем, памятники матерям должны стоять по всей Земле. Все матери ведающие.
Александр Чашев