Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Под сенью Репина. Как заработать на Третьяковской галерее

А ещё в Третьяковке был вкусный и вполне доступный буфет. Важная деталь - только там до середины 70-х можно было приобрести диковинные ментоловые сигареты венгерского производства. Но это, конечно, уже в старших классах.

Третьяковку в школьные годы я посещал часто. И потому, что прогуливал (чего уж там), и потому, что перед некоторыми картинами мог стоять часами. Например, в зале Николая Ге, перед его полотном «Что есть истина?». Как же оно помогло при прочтении «Мастера и Маргариты» - я уже знал, от каких зрительных образов отталкиваться.

Кстати, такое ближнее соседство чуть не пошло во вред моему общему культурному образованию. Когда собрался поступать во ВГИК и выяснял условия приёма, неожиданно для себя узнал, что на первом же собеседовании будут спрашивать про всю живопись - и русскую, и советскую, и зарубежную. Последняя в те годы в Москве была представлена только в Пушкинском музее. А это от моего дома целых полчаса хода... если не больше. Всё-таки собрался, пошёл... и на всю жизнь влюбился в «туманные» картины Клода Моне, а заодно и в Эдуарда, который на «а». Правда, на экзамене в ВГИКе меня спросили только про Петрова-Водкина и соцреализм, но я не в обиде.

Зачем я всё это рассказал? Чтобы обозначить, насколько небезразлична мне судьба Третьяковской галереи. А именно из неё в последнее время приходят тревожные вести. Например, такие - Ирина Лебедева уволена с поста директора Третьяковской галереи по решению учредителя - Минкультуры РФ - из-за целого ряда претензий к её работе. Причём слухи об увольнении муссировались (или специально распространялись) давно и просто обрели реальность.

Вместо Лебедевой директором Третьяковской галереи назначили Зельфиру Трегулову, перешедшую на эту должность с поста главы музейно-выставочного объединения РОСИЗО. В московском бомонде даже не скрывают, что за ней стоит тень Мединского. Впрочем, чья ещё должна быть эта креатура, как не министра культуры... хотя бы и такого?

Трегулова, что называется, из профессиональных «выставочниц». Её работа в РОСИЗО была высоко оценена на недавнем заседании коллегии Министерства культуры. В частности, в 2014 году при её непосредственном участии активизировалась выставочная деятельность центра - помимо собственных 30 экспозиций, там занимались созданием виртуальных музеев, региональных и международных проектов, среди которых - «Палладио в России. От барокко до модернизма» в венецианском Музее Коррер и ретроспектива Казимира Малевича в лондонской Тейт Модерн. А до этого она же 11 лет проработала заместителем директора Музеев Кремля... почувствуйте, что называется, уровень и связи.

Но и Ирина Лебедева в Третьяковку не из Сандуновских бань пришла (и не хихикайте - при советской власти подобные номенклатурные перемещения случались сплошь и рядом). Она считается крупнейшим специалистом в области авангарда, проработала в музее с середины 1980-х, начав карьеру с должности простого научного сотрудника. До того, как возглавить музей, Лебедева четыре года была заместителем по науке прежнего директора Валентина Родионова. В первые годы её директорства о знаменитом музее говорили не только в контексте новых выставочных проектов и образовательных программ, но и в связи с разногласиями в трудовом коллективе. Так, в 2011 году в сети появилось анонимное письмо, в котором сообщалось о коррупции в руководстве музея и планах по распродаже коллекции. Тогда среди причин его появления Лебедева указала конфликт поколений и отрицание нововведений частью коллектива. За директора Третьяковской галереи вступились другие работники музея во главе с министром культуры Александром Авдеевым.

Кстати, уже при директоре Лебедевой в Третьяковке разгорелся крупный скандал. Летом 2012 года там упразднили лекционный отдел, активно функционировавший с 1987 года. Тогда новое руководство музеем объяснило упразднение отдела оптимизацией работы галереи. В самом же подразделении Третьяковки решение администрации вызвало недоумение: «Решение администрации ГТК, помимо увольнения сотрудников, многие из которых проработали в галерее больше двадцати лет и являются высококвалифицированными специалистами с большим опытом работы, несет за собой прекращение деятельности по популяризации творчества русских художников. Кроме того, в результате данного решения будет прекращено уникальное направление просветительской музейной деятельности, которого, кроме как у Третьяковки, у других крупных музеев Москвы попросту не было, а именно - детских лекций», - объясняли тогда журналистам сокращённые сотрудники отдела.

И это отнюдь не единственное нарекание в адрес Лебедевой. Она сразу же взяла курс на российский авангард в ущерб традиционной классической живописи. Парадокс в том, что она, в свою очередь, заняла место Валентина Родионова, погоревшего в связи с парижской выставкой «Соц-арт», прогремевшей полотном с целующимися милиционерами.

Когда Лебедева стала директором Третьяковской галереи, все ещё обсуждались планы о возможном сносе Центрального дома художника, где экспонируется часть музейной коллекции и проходят большие временные выставки. Это история тянется с моей юности. В середине 70-х уже стало ясно, что Третьяковка по своим масштабам переросла старинное здание, в котором она размещается. Отгрохали огромное современное здание на Крымском валу. Аккурат напротив входа в ЦПКиО им. Горького - «с карусели прямо в мир прекрасного». Но оно не прижилось, и существовало как бы отдельно. Тем не менее, Лебедева всегда активно лоббировала появление у галереи отдельного здания для показа искусства ХХ века. И даже начала строительство нового музейного корпуса в Лаврушинском переулке, которое придётся завершать идущим за ней.

Так в чём же истинная причина увольнения Лебедевой? В интернете я прочитал следующее официальное пояснение позиции Минкульта - якобы не создана комфортная среда для посетителей (школьников, студентов, методистов). Главный художественный музей страны, представляющий русское искусство, так и не стал методическим центром. В планах снижение посещаемости на 15%. Правда, есть претензии и к внутренним скандалам в коллективе, но они кулуарные, и разобраться в них крайне сложно.

Но что за хрень эта «комфортная среда»? Оказывается, Лебедевой вменяли в вину, что в Третьяковке нет кафе, магазинов и... (глубокий вздох) Wi-Fi. Последняя позиция лично меня растрогала до слёз - вдруг такому же, как я, у «Явления Христа народу» припрёт дописать что-нибудь в Итогах недели.

Думаю, что какой-то буфет в галерее есть. Нам того вполне хватало. Нужен ли рядом с русскими живописцами «Макдоналдс», даже я, убеждённый кулинарный космополит, сомневаюсь. Что касается магазинов при картинной галерее, то всё зависит от их специфики. Если будут торговать красками и колонковыми кисточками, то почему нет (правда, с таким товаром и прогореть недолго). А если джинсами и майками, то можно и без этого обойтись.

Вообще, весь образ Лебедевой никак не связывается с понятием «бессребреница». Не раз и не два в СМИ появлялась информация об её предпринимательских способностях. В частности, что директор галереи заняла служебную квартиру в Лаврушинском переулке, и что при Лебедевой музейные залы стали сдаваться для корпоративных вечеринок с видом хоть на «Девочку с персиками», хоть на «Трёх богатырей». Так чего об этом не сказать прямо? Зачем какие-то вай-фаи приплетать?

Ещё я прочитал, что из запасников музея периодически пропадали экспонаты. Как когда-то из «Эрмитажа». Помните этот громкий питерский скандал?

А с этим, по моему мнению, вообще бороться бесполезно. Такая у нас страна. Рабочий тащит детали с завода, секретарша - бумагу из офиса, повар - продукты из ресторана, кинооператор - киноплёнку (это я о себе). Что-то должно достаться и музейному работнику. К тому же, какая у них зарплата? Нравственно ли ставить нищего на охрану материальных ценностей? Я ещё в советское время интересовался, почему у официанта сторублевая зарплата, если пашет он не меньше металлурга? Знающие коммунисты объяснили, что официант, в отличие от литейщика, своё наворует. То же самое касалось продавцов, барменов и ещё десяток профессий. Власть сама цинично калечила людские души. В семьях у «несунов» рождались дети с искривленной моралью. Кстати, в уже упомянутом «эрмитажном деле» под следствие попала практически вся семья смотрительницы залов.

Но что-то в деле Лебедевой меня смущает. В частности, почему не выложить всю правду, если о ней всё равно пишут в открытых источниках? Зачем приплетать интернет и гамбургеры? Или предложение от министра Мединского уволенному директору занять место рядового научного сотрудника. Такая доброхотность больше смахивает на месть пополам с изощрённым издевательством.

Короче, опять что-то мутят. Спинным мозгом чувствую...

 (на фото: реклама проведения корпоративов в Третьяковке, размещённая в интернете в открытом доступе)

Леонид Черток




Как можно быстро заработать деньги? Способов существует множество, но одним из них является сеть интернет. Следующий вопрос - как заработать на forex? Получить ответ на данный вопрос можно на сайте tradelikeapro.ru.

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (184)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20