А ещё в Третьяковке был вкусный и вполне доступный буфет. Важная деталь - только там до середины 70-х можно было приобрести диковинные ментоловые сигареты венгерского производства. Но это, конечно, уже в старших классах.
Третьяковку в школьные годы я посещал часто. И потому, что прогуливал (чего уж там), и потому, что перед некоторыми картинами мог стоять часами. Например, в зале Николая Ге, перед его полотном «Что есть истина?». Как же оно помогло при прочтении «Мастера и Маргариты» - я уже знал, от каких зрительных образов отталкиваться.
Кстати, такое ближнее соседство чуть не пошло во вред моему общему культурному образованию. Когда собрался поступать во ВГИК и выяснял условия приёма, неожиданно для себя узнал, что на первом же собеседовании будут спрашивать про всю живопись - и русскую, и советскую, и зарубежную. Последняя в те годы в Москве была представлена только в Пушкинском музее. А это от моего дома целых полчаса хода... если не больше. Всё-таки собрался, пошёл... и на всю жизнь влюбился в «туманные» картины Клода Моне, а заодно и в Эдуарда, который на «а». Правда, на экзамене в ВГИКе меня спросили только про Петрова-Водкина и соцреализм, но я не в обиде.
Зачем я всё это рассказал? Чтобы обозначить, насколько небезразлична мне судьба Третьяковской галереи. А именно из неё в последнее время приходят тревожные вести. Например, такие - Ирина Лебедева уволена с поста директора Третьяковской галереи по решению учредителя - Минкультуры РФ - из-за целого ряда претензий к её работе. Причём слухи об увольнении муссировались (или специально распространялись) давно и просто обрели реальность.
Вместо Лебедевой директором Третьяковской галереи назначили Зельфиру Трегулову, перешедшую на эту должность с поста главы музейно-выставочного объединения РОСИЗО. В московском бомонде даже не скрывают, что за ней стоит тень Мединского. Впрочем, чья ещё должна быть эта креатура, как не министра культуры... хотя бы и такого?
Трегулова, что называется, из профессиональных «выставочниц». Её работа в РОСИЗО была высоко оценена на недавнем заседании коллегии Министерства культуры. В частности, в 2014 году при её непосредственном участии активизировалась выставочная деятельность центра - помимо собственных 30 экспозиций, там занимались созданием виртуальных музеев, региональных и международных проектов, среди которых - «Палладио в России. От барокко до модернизма» в венецианском Музее Коррер и ретроспектива Казимира Малевича в лондонской Тейт Модерн. А до этого она же 11 лет проработала заместителем директора Музеев Кремля... почувствуйте, что называется, уровень и связи.
Но и Ирина Лебедева в Третьяковку не из Сандуновских бань пришла (и не хихикайте - при советской власти подобные номенклатурные перемещения случались сплошь и рядом). Она считается крупнейшим специалистом в области авангарда, проработала в музее с середины 1980-х, начав карьеру с должности простого научного сотрудника. До того, как возглавить музей, Лебедева четыре года была заместителем по науке прежнего директора Валентина Родионова. В первые годы её директорства о знаменитом музее говорили не только в контексте новых выставочных проектов и образовательных программ, но и в связи с разногласиями в трудовом коллективе. Так, в 2011 году в сети появилось анонимное письмо, в котором сообщалось о коррупции в руководстве музея и планах по распродаже коллекции. Тогда среди причин его появления Лебедева указала конфликт поколений и отрицание нововведений частью коллектива. За директора Третьяковской галереи вступились другие работники музея во главе с министром культуры Александром Авдеевым.
Кстати, уже при директоре Лебедевой в Третьяковке разгорелся крупный скандал. Летом 2012 года там упразднили лекционный отдел, активно функционировавший с 1987 года. Тогда новое руководство музеем объяснило упразднение отдела оптимизацией работы галереи. В самом же подразделении Третьяковки решение администрации вызвало недоумение: «Решение администрации ГТК, помимо увольнения сотрудников, многие из которых проработали в галерее больше двадцати лет и являются высококвалифицированными специалистами с большим опытом работы, несет за собой прекращение деятельности по популяризации творчества русских художников. Кроме того, в результате данного решения будет прекращено уникальное направление просветительской музейной деятельности, которого, кроме как у Третьяковки, у других крупных музеев Москвы попросту не было, а именно - детских лекций», - объясняли тогда журналистам сокращённые сотрудники отдела.
И это отнюдь не единственное нарекание в адрес Лебедевой. Она сразу же взяла курс на российский авангард в ущерб традиционной классической живописи. Парадокс в том, что она, в свою очередь, заняла место Валентина Родионова, погоревшего в связи с парижской выставкой «Соц-арт», прогремевшей полотном с целующимися милиционерами.
Когда Лебедева стала директором Третьяковской галереи, все ещё обсуждались планы о возможном сносе Центрального дома художника, где экспонируется часть музейной коллекции и проходят большие временные выставки. Это история тянется с моей юности. В середине 70-х уже стало ясно, что Третьяковка по своим масштабам переросла старинное здание, в котором она размещается. Отгрохали огромное современное здание на Крымском валу. Аккурат напротив входа в ЦПКиО им. Горького - «с карусели прямо в мир прекрасного». Но оно не прижилось, и существовало как бы отдельно. Тем не менее, Лебедева всегда активно лоббировала появление у галереи отдельного здания для показа искусства ХХ века. И даже начала строительство нового музейного корпуса в Лаврушинском переулке, которое придётся завершать идущим за ней.
Так в чём же истинная причина увольнения Лебедевой? В интернете я прочитал следующее официальное пояснение позиции Минкульта - якобы не создана комфортная среда для посетителей (школьников, студентов, методистов). Главный художественный музей страны, представляющий русское искусство, так и не стал методическим центром. В планах снижение посещаемости на 15%. Правда, есть претензии и к внутренним скандалам в коллективе, но они кулуарные, и разобраться в них крайне сложно.
Но что за хрень эта «комфортная среда»? Оказывается, Лебедевой вменяли в вину, что в Третьяковке нет кафе, магазинов и... (глубокий вздох) Wi-Fi. Последняя позиция лично меня растрогала до слёз - вдруг такому же, как я, у «Явления Христа народу» припрёт дописать что-нибудь в Итогах недели.
Думаю, что какой-то буфет в галерее есть. Нам того вполне хватало. Нужен ли рядом с русскими живописцами «Макдоналдс», даже я, убеждённый кулинарный космополит, сомневаюсь. Что касается магазинов при картинной галерее, то всё зависит от их специфики. Если будут торговать красками и колонковыми кисточками, то почему нет (правда, с таким товаром и прогореть недолго). А если джинсами и майками, то можно и без этого обойтись.
Вообще, весь образ Лебедевой никак не связывается с понятием «бессребреница». Не раз и не два в СМИ появлялась информация об её предпринимательских способностях. В частности, что директор галереи заняла служебную квартиру в Лаврушинском переулке, и что при Лебедевой музейные залы стали сдаваться для корпоративных вечеринок с видом хоть на «Девочку с персиками», хоть на «Трёх богатырей». Так чего об этом не сказать прямо? Зачем какие-то вай-фаи приплетать?
Ещё я прочитал, что из запасников музея периодически пропадали экспонаты. Как когда-то из «Эрмитажа». Помните этот громкий питерский скандал?
А с этим, по моему мнению, вообще бороться бесполезно. Такая у нас страна. Рабочий тащит детали с завода, секретарша - бумагу из офиса, повар - продукты из ресторана, кинооператор - киноплёнку (это я о себе). Что-то должно достаться и музейному работнику. К тому же, какая у них зарплата? Нравственно ли ставить нищего на охрану материальных ценностей? Я ещё в советское время интересовался, почему у официанта сторублевая зарплата, если пашет он не меньше металлурга? Знающие коммунисты объяснили, что официант, в отличие от литейщика, своё наворует. То же самое касалось продавцов, барменов и ещё десяток профессий. Власть сама цинично калечила людские души. В семьях у «несунов» рождались дети с искривленной моралью. Кстати, в уже упомянутом «эрмитажном деле» под следствие попала практически вся семья смотрительницы залов.
Но что-то в деле Лебедевой меня смущает. В частности, почему не выложить всю правду, если о ней всё равно пишут в открытых источниках? Зачем приплетать интернет и гамбургеры? Или предложение от министра Мединского уволенному директору занять место рядового научного сотрудника. Такая доброхотность больше смахивает на месть пополам с изощрённым издевательством.
Короче, опять что-то мутят. Спинным мозгом чувствую...
(на фото: реклама проведения корпоративов в Третьяковке, размещённая в интернете в открытом доступе)
Леонид Черток