Приговор по делу Степана Комарова был вынесен 31 марта и пока еще не вступил в законную силу. У прокуратуры есть десять дней на обжалование приговора. Комарова приговорили к тюремному заключению на 24 года в колонии строгого режима, хотя обвинение требовало для негопожизненного заключения ввиду особой жестокости совершенного преступления.
Степан Комаров в феврале 2014 года зашел в Воскресенский кафедральный собор Южно-Сахалинска с огнестрельным оружием и открыл огонь по прихожанам. Он убил одного из верующих и монахиню. Суд признал «сахалинского стрелка» виновным, помимо убийств, в умышленном причинении вреда здоровью, повреждении имущества и культурных ценностей, хулиганстве, вандализме и возбуждении религиозной ненависти.
При этом защита Комарова напирала на то, что у «стрелка» был тяжелый жизненный период, а убийство он совершил в состоянии глубокого нервного стресса. Девять классов образования, незаконченное ПТУ и незаконченное же театральное училище, работа инкассатором, неудавшаяся личная жизнь. Также в ходе процесса фигурировала версия, что идти пугать верующих «сахалинского стрелка» побудили высказывания одной из его подруг.
Но поведение Комарова в тот день свидетельствует о другом. Он пришел в храм уже после воскресной литургии. Как отмечают очевидцы, изначально Комаров не планировал кого-то убивать, а хотел «захватить храм и выгнать оттуда верующих». Он прошел на амвон, продемонстрировал оружие и крикнул: «С...ки, пошли отсюда вон!». Когда ему показалось, что верующие слишком медленно выходят из церкви, он произвел серию выстрелов по ногам. В это время на паперти храма находился один из прихожан — Владимир Запорожец, который, услышав стрельбу и увидев выбегающих из церкви людей, решил попытаться «уладить ситуацию». Он и стал первой жертвой «стрелка»: получил четыре выстрела в корпус и добивающий в голову. После этого, по словам свидетелей, у Комарова «снесло крышу». В свечной лавке храма дежурила монахиня Людмила (Пряшникова), которая после первых выстрелов вызвала полицию.
Комаров прошел через весь храм к лавке, перепрыгнул через прилавок, ногой сбил и придавил монахиню и выстрелил ей в голову. Дальше Комаров разделся по пояс — видимо, для демонстрации своих татуировок, в числе которых были свастика, коловрат и «орел Третьего рейха». После этого акта неонацистского эксгибиционизма Комаров дал очередь по иконам и храмовой утвари. Когда закончились патроны, сел на амвон в центре храма и закурил, ожидая полицию. Ни в ходе процесса, ни на вынесении приговора Комаров не признал своей вины и не раскаялся.
При этом судом установлено, что Комаров действовал по мотивам религиозной ненависти и в одиночку. Однако не все эксперты согласны с такой характеристикой мотивов преступления и с тем, что «сахалинский стрелок» — городской сумасшедший-одиночка. По мнению главы молодежного отдела Сахалинской епархии РПЦ МП и вице-президента Российской ассоциации центров по изучению религий и сект, протоиерея Виктора Горбача, у Комарова были и до сих пор остаются горячие поклонники и единоверцы. В социальных сетях появились высказывания в том духе, что «Комаров все правильно сделал» и «жалко, что так мало убил». Кстати, сам Комаров в содеянном не раскаялся. Однако полиция и прокуратура заострять внимание на этом аспекте дела не хочет, потому что последует законный вопрос: как могли правоохранительные органы в регионе с населением всего в пятьсот тысяч человек пропустить экстремистскую неоязыческую общину, из рядов которой выходят убийцы и захватчики православных церквей?
Ответ на этот вопрос лежит в той же правоприменительной плоскости. Российские правоохранители в массе своей за религиозные дела берутся с неохотой, упирая на то, что государство у нас светское, и рассматривают конфликты на религиозной почве как некую экзотику, которую вообще трогать не нужно. На самом же деле понятие светскости государства не исключает, а периодически и заостряет внимание на том, что последователи любых сект, во что и в кого бы они ни веровали, могут оказаться обычными преступниками, а их «религиозное» учение — ширмой противоправной деятельности или механизмом подавления здравого смысла, критического мышления и человеческой воли.
Но почему такое преступление стало возможным на Сахалине? Дело в том, что
остров превратился в настоящий заповедник разного рода сект. Сахалинской
епархии всего 20 лет, и появилась она там одновременно с филиалами всевозможных
конфессий, тоталитарных и классических культов.
При этом некоторых сахалинцев тянет на «религиозную экзотику». Сахалин —
довольно изолированный регион, и развлекаются здесь некоторые весьма
своеобразно, в том числе углубленно изучая оккультные и неоязыческие доктрины.
Скажем, несколько лет назад на одном из городских кладбищ вандалы сорвали крест с купола часовни, а на колоннах храма написали «Сатана придет за вами!». По словам сотрудников епархии, особое давление на православную церковь на Сахалине началось в 2011-2012 году. Активизировались сразу несколько сект, которые пытались не дать построить новые православные храмы и при этом делали все, чтобы занять землю под собственные культовые постройки, — например, в эти годы своим зданием на центральном проспекте областного центра обзавелся филиал одиозной международной организации «Новое поколение», лидеру которой Алексею Ледяеву запрещен въезд в Российскую Федерацию.
Сахалинский стрелок» оказался поклонником идей Николая Левашова, возглавлявшего культ «Возрождение. Золотой Век» и скончавшегося в 2012 году. В свое время псевдо-академик, прославившийся как антисемит и противник православия, признавался, что плотно контактировал с предвыборным штабом кандидата в губернаторы Архангельской области Николая Киселева:
«...- Все дело в том, что в 2003-2004 г.г. мне часто звонил Александр Преминин (главный советник и начальник выборного штаба Киселева - прим. ред), а еще больше звонила его жена, в разговорах с которыми я и упомянул о своей работе с ураганом «Лили». Г-н Преминин обещал, не покладая рук трудиться на благо русского народа, если губернатором станет Николай Киселев!» (полный текст читайте здесь).
Свои «заслуги» перед Архангельской областью Левашов оценил более чем «скромно» - в начале 90-х он «всего лишь» очистил силой мысли все реки в Архангельской области от загрязнений. Насколько успешно он это сделал, каждый может судить по состоянию экологии в регионе.
В Сахалинском кафедральном соборе в феврале этого года открыт мемориал погибшим от рук «сахалинского стрелка» людям. В среде прихожан идут разговоры о возможной канонизации монахини Людмилы и Владимира Запорожца как мучеников, пострадавших за веру. Их убийца признан судом сумасшедшим одиночкой, начитавшимся «не той литературы» и нахватавшимся «не тех идей».