Проблема исполнения судебных актов неоднократно становилась предметом рассмотрения Европейского суда.
Согласно действующему законодательству, взыскатель (кредитор) может самостоятельно предъявить исполнительный документ в кредитную организацию, эмитенту или держателю реестра, депозитарию, для взыскания денежных средств (но не более 25.000 руб.), можно обратиться к лицу, выплачивающему заработную плату, стипендию и иные периодические платежи.
Если же кредитор не жаждет самостоятельно заниматься взысканием, то существует вариант «В» – можно предъявить исполнительный документ в службу судебных приставов. Они могут начать торги по банкротству авто или даже реализовать недвижимое имущество.
Институт принудительного исполнения ведет свое начало с древней Руси, когда исполнением занимались мечники, приставы и подвойские. К 19 в. эта служба становится самостоятельной. В советское время судебные исполнители состояли при районных судах (ст. 348 ГРК РСФСР, ст. 77 закона «О судоустройстве РСФСР), их деятельность контролировали судьи районного суда.
При поступлении в Отдел судебных приставов «иностранных» документов от взыскателя, они должны быть возвращены, поскольку необходимо соблюсти процедуру их признания и разрешения принудительного исполнения.
Взыскатель должен направить ходатайство в орган юстиции субъекта РФ для проверки правильности их составления и оформления. Затем документы направляются в суд, он рассматривает ходатайство кредитора о признании и принудительном исполнении решения. При положительном результате рассмотрения, суд выносит решение, на основании которого выписывается исполнительный лист, подлежащий исполнению на территории России.
В настоящее время в России сложилась достаточно большая правовая база, регулирующая исполнительное производство.
ФССП имеет самостоятельную, определенную законодателем организационную структуру, централизованную систему управления, собственные источники финансирования.
Но, несмотря на имеющуюся правовую и правоприменительную базу, штат квалифицированных сотрудников, имеющиеся у них полномочия, не всегда исполняются решения суда. Отсутствие гарантированной возможности исполнения судебного акта препятствует нормальному течению экономических процессов, побуждает к использованию неправовых способов взыскания долгов. Снижается эффективность и авторитет судебной власти, поскольку решение, которое не исполнено, не имеет никакой ценности.
Очевидно, что необходимо создание эффективной системы принудительного исполнения, основа которой – четкое и продуманное законодательство.
Можно учесть практику, существующую в дореволюционной России - института предварительного исполнения либо ввести страхование на случай неисполнения вступившего в законную силу судебного акта либо акта иного органа.