Дальше было как всегда. Докладчик бегло прошелся по достижениям последних лет своего правления, в воздухе опять витали миллиарды. Оппозиция взбодрилась, ее назвали второй силой в российском обществе, пожелали успехов на грядущих выборах. Получалось, что именно для нее отменили выборы по одномандатным округам. Мол, в пропорциональном случае нельзя использовать административный ресурс. Все-таки президент не совсем в курсе, что действительно происходит на местах, и в чьих руках сосредоточена власть и финансы. Но можно рассматривать и по другому: теперь всем достанется. Конечно, кроме экстремистов и всяких «Других Россий», с ними попросили разобраться максимально жестко. Сегодня таковых в Кремле не оказалось, зал рукоплескал.
Дальше перешли к конкретике. Мне опять показалось, что мы с Владимиром Владимировичем живем в разных странах под одним названием. Взять хотя бы программу по восстановлению библиотечного хозяйства. С «Библиотекой Ельцина» все ясно, это дань и символ по типу библиотек американских президентов. Даже создавать не надо, проще «Ленинку» переименовать, что вполне в духе времени. Но создавать целую сеть новых.... В мое время библиотеки были нужны потому, что книжные прилавки пустовали, толстые журналы уходили с заднего входа типографий. Сегодня выбор огромен. Конечно, нужны фонды спецлитературы, раритетных книг, при учебных и научных учреждениях, готовая концепция для нацпроекта «Образование». Плюс специальные для малоимущих. Но их хватит по несколько штук для каждого города, согласитесь, на отдельную государственную программу не тянет. Есть опыт Америки и Европы, зачем свой огород городить. Вот то, что дети не хотят читать, это проблема. Но родителей...
Нацпроекты для меня стали настоящим откровением. Оказалось, суммы, выделяемые на их выполнение, не должны превышать 5-10 % от денег, оборачивающихся в данной области. Президент много говорил об успехах в здравоохранении, о падении процента смертности и росте рождаемости. До этого мне казалось, что основная цель проекта «Здоровье» - покончить с нищенским существованием врачей и медперсонала. Тут тоже много вопросов, как и с дефицитом лекарств, очередями в поликлиниках, оттоком специалистов, но об этом ни слова. Пару раз показали ненавистного народу Зурабова, он блаженствовал. Особенно, когда президент благосклонно отозвался о Пенсионной реформе, что вызвало совсем уже жидкие аплодисменты. Для стимуляции накопительной части президент пообещал к каждой отложенной гражданином тысяче добавлять столько же от государственных щедрот. Вот уж чиновники обрадовались, такое счастье им привалило, ведь Пенсионный фонд давно заслужил славу наиболее коррумпированной организации. Поздравляю министра соцразвития, у него, как минимум, год есть в запасе. По нынешним временам, практически вечность.
Образование почему-то пропустили, зато надолго остановились на «Доступном жилье». Президент пообещал в недалеком будущем дойти до строительства 100-130 млн. кв. м жилья в год, а как главная цель, до 1 кв. м в год на душу населения. Только эта норма достаточна для благополучных стран без скачкообразного развития, к которым Россию сложно отнести. На ликвидацию ветхого жилья обещано вливание в размере 100 миллиардов. Из арифметики выходит, что из этой суммы Архангельской области достанется около одного миллиарда рублей, если вовремя успеем пролоббировать. Или одна тысяча рублей на каждого жителя, в 40-50 раз меньше реальной стоимости все того же квадратного метра. Маловато будет. Но тут президент строго посмотрел на сидящих в зале губернаторов, напомнил о разделении полномочий между Центром и регионами, а так же о том, что местные бюджеты за последнее время увеличились в 6 раз. Интересно, он кого имел ввиду? Примерно в этот момент камера выловила и нашего губернатора, он удачно сидел рядом с красноярским Хлопониным. Николай Киселев был покоен. На лице явственно читалось: «Какое счастье, я тоже скоро ухожу!»...
Откуда же взять такие деньжищи? Вестимо откуда, из Стабфонда, он теперь разделен на три части, правда, не уточнили, в какой пропорции. А чем наполнять будем, потратить-то дело не хитрое? И тут для меня началось настоящее откровение. Основное время, отведенное на эту часть Послания, Владимир Путин потратил на описание нашего сырьевого могущества. Не только нефть и газ, но и уголь, и морепродукты, и энергетика. Например, в планах строительство 26 атомных энергоблоков против 30 за весь советский период, то-то Гринпис порадуется. В Сибири и на Дальнем Востоке поднимутся новые ГЭСы и ГРЭСы, способные обеспечить энергией динамично развивающийся Китай, который, к слову, очень бережно относится к своим невосполнимым природным ресурсам. Удивляюсь, что было неучтено создание мобильных диверсионных групп, призванных уничтожать в любой точке земного шара центры по производству альтернативных видов топлива. Несколько теплых слов было сказано о развитии транспорта, но в общем контексте они прозвучали, как решение проблемы транспортировки наших природных богатств за рубеж.
Было бы невежливо не упомянуть президентскую заботу о развитии науки, инновационных и нано технологиях, им тоже обещаны большие миллиарды. У меня только один вопрос: насколько повысится с этих денег зарплата ученых и лаборантов? Без этого их отток в западные научные центры и университеты вряд ли уменьшится, хоть «железный занавес» опускай. А как же тогда демократия?
Все это, конечно, здорово. Но вдруг цены на энергоносители начнут падать? И тут президент заговорил об армии и вооружении, а вице-премьер Иванов приободрился. При таких раскладах он становится ключевой фигурой в ряду возможных преемников, о чем говорит рост динамики его упоминаний в СМИ. Под бывшего министра обороны создается специальное федеральное агентство, ответственное за производство вооружения. И не только на продажу, мы сами готовы покупать, о чем сказал президент. Только нас не ядерный Иран пугает, и не голодная Северная Корея. Путин обратил свой грозный взор на Запад, конкретно, на Америку, пригрозив в одностороннем порядке разорвать пункт старого Варшавского договора об ограничении стратегического вооружения в Европе. От его слов следует ожидать, что в ближайшее время Европейская территория нашей страны ощетинится ракетными установками и прочей смертоносной дрянью из недавнего советского прошлого. Правильно, мы должны бороться за нашу безопасность. А сегодня она состоит из высоких мировых цен на энергоносители, вот их мы и будем поддерживать. Сразу стало ясно, что последняя часть послания ко мне не имеет никакого отношения. Это говорилось исключительно на Европу с дальнейшей трансляцией за океан. Зато аплодисментов в зале было...
Все-таки неплохие у Путина режиссеры. За эффектным началом, когда «все тигры у ног его сели», последовала не менее эффектная концовка. Каждый из присутствующих помнил, что это последнее обращение сегодняшнего президента, следующее будет читать кто-то другой. И Путин это подтвердил. Потом много и красиво говорил о национальной идее, которую лично я теперь только так воспринимаю - всех напугать! А в конце обмолвился, что политическое завещание писать ему еще рано, пока только антракт.
И опять буря оваций! Чему?..
Леонид Черток