На одной из пресс-конференций Владимир Путин заклеймил недобросовестных недропользователей, использующих «колониальные» методы добычи: «Компании, с одной стороны, а государственные контролирующие организации - с другой, должны следить за тем, чтобы применяемые способы добычи не были так называемыми колониальными, когда ... можно вершки схватить, а корешки оставить». В контексте темы вопроса, было ясно, что речь идет в частности о методах нефтедобычи ЮКОСа. Компании Михаила Ходорковского уже практически не существует, а основная часть его собственности перешла под контроль Роснефти.
Одним из основных обвинений ЮКОСа, из тех, что лежали вне юридической плоскости, было обвинение в недобросовестном отношении к недрам. В частности, это относилось к использованию такого метода повышения нефтеотдачи как «гидроразрыв пласта», позволяющий на некоторое время повысить дебит скважины в два-три раза, но затрудняющий последующую добычу нефти, а также в высокой доле неработающих скважин, что обычно свидетельствует о том, что компания закрывает низкодебитные скважины в целях оптимизации затрат, что обычно также приводит к усложнению и удорожанию дальнейшей добычи нефти из данного месторождения. Именно эти методы добычи назывались «варварскими» и позволяли называть частные нефтяные компании «временщиками», не заботящимися о будущем. И это было одним из главных аргументов в защиту политики национализации нефтедобывающей отрасли.
Что же изменилось за два года, пока «Юганскнефтегазом» владеет государственная «Роснефть»? В 2002 году при ЮКОСе средний дебит скважины Юганскнефтегаза был равен 125 баррелям в сутки, а на сайте Роснефти опубликованы данные, что средний дебит скважины Юганскнефтегаза сейчас вырос до 153 баррелей в сутки. В 2004 году (еще без Юганскнефтегаза) средний дебит скважины Роснефти равнялся 54 баррелям в сутки. На прошлой неделе Роснефть сообщила, что увеличила средний дебит скважины в 2006 году с 101 до 109 баррелей в сутки. То есть Роснефть продолжает планомерно повышать этот показатель. Продолжает увеличиваться и общий объем добытой Юганскнефтегазом нефти. Некоторое ее снижение в 2005 году, было видимо связано с переходным периодом, а не с изменением политики добычи. Уже в 2006 году добыча нефти Юганскнефтегазом превысила рекордные показатели времен ЮКОСа и выросла с 51 до 56 млн тонн. А добыча всей компании за 2006 год выросла на 7.8%, главным образом за счет 9%-ного роста добычи на месторождениях Юганскнефтегаза. Планируется, что бывшее основное нефтедобывающее предприятие распродаваемой сейчас по частям компании продолжит оставаться основным источником роста добычи главной нефтяной «дочки» государства. В 2007 году Роснефть планирует увеличить добычу нефти на 11,7%.
Может быть, это было достигнуто какими-то иными, не «колониальными» методами? В год приобретения Юганскнефтегаза, Роснефть запланировала провести гидроразрыв пласта на 351 новоприобретенной скважине. А в конце прошлого года Роснефть объявила планы на 2007 год, где сообщается, что на 440 скважинах планируется выполнить гидроразрыв пласта. Что касается фонда неиспользуемых скважин, то сразу после приобретения Юганска их доля в Роснефти составляла 16.6%, а спустя два года снизилась до 14.4% в основном за счет бурения новых скважин. То есть открытия низкодебитных скважин Юганскнефтегаза не произошло. Более того, в своем пресс-релизе компания отмечает, что она «сохранила свой статус самой эффективной нефтяной компании России с точки зрения контроля расходов». А Алексей Конторович, директор Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН, уверен, что «методы добычи нефти в «ЮКОС»е и «Роснефти» принципиально не отличались никогда. Просто ОАО «Роснефть» более своевременно оформляло все разрешительные документы».
Был ли ЮКОС добросовестным недропользователем, или Роснефть использует «колониальные» методы добычи нефти, но факт остается фактом - единственное, что изменилось за эти два года в Юганскнефтегазе - лица, контролирующие денежные потоки. Все остальное - песни и пляски для отвлечения внимания.
Добавим, что официальные представители Роснефти отказались обсуждать то, насколько замечание Владимира Путина о «колониальных» методах добычи относится к их компании, сказав, что ни одна российская нефтяная компания не решится комментировать слова российского президента. В Роснефти отметили лишь, что у надзорных органов не возникало к компании особых претензий по недропользованию, а те претензии, которые были, устранялись в срок.