По словам министра, у России есть две возможности - либо продолжать отправлять нефть в Литву морем, что обходится дороже, чем по нефтепроводу, либо перекладывать всю трассу "Дружбы". Первый вариант для России предпочтительнее, так как "максимум от такой ситуации - это потеря 1-2 долларов в бизнесе каких-то компаний, которых я не знаю", отметил Христенко. Он также заявил, что на энергобезопасности Литвы решение России не ремонтировать нефтепровод никак не скажется.
Поставки нефти в Литву по "Дружбе" прекратились около года назад. Проверка Ростехнадзора нашла на двух участках нефтепровода более 8 тысяч дефектов. Представители "Транснефти", которая является оператором государственных нефтепроводов на территории России, говорили о том, что будут ремонтировать трубу, если сочтут данный шаг экономически целесообразным.
На территории Литвы находится единственный в Прибалтике нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu nafta. Он долгое время принадлежал компании "ЮКОС" и правительству Литвы, но в 2006 году в результате аукциона перешел во владение польской PKN Orlen. На НПЗ претендовали также несколько российских компаний. Нефть на Mazeikiu nafta доставляется только из России.
Виктор Христенко отметил, что в настоящее время литовский НПЗ имеет полную возможность загружать мощности нефтью, поставляемой из Приморска. Он привел в пример, в частности, остановку нефтепровода British Petroleum на Аляске. "Нефтепроводы стоят, и решение по их восстановлению может занимать месяцы и годы", - указал В.Христенко.
Во многом из-за срыва поставок из России по нефтепроводу "Дружба" первый квартал 2007 года Mazeikiu nafta завершил с чистым убытком в 39,09 миллиона долларов, сообщает Lenta.ru.
Ранее президент Литвы Валдус Адамкус заявил, что его страна может наложить вето на подписание нового договора между Россией и Евросоюзом, если поставки нефти по "Дружбе" восстановлены не будут.
Виктор Христенко, фото raexpert.ru