Спешка, с которой депутаты готовы утвердить нового премьера, отчасти объясняется биографическими данными Виктора Зубкова. Заседание Госдумы состоится 14 сентября, а на следующий день у будущего главы правительства день рождения. Ему исполняется 66 лет, и по закону о госслужбе он должен покинуть пост директора Росфинмониторинга. А назначать премьером пенсионера как-то неудобно. Между тем г-н Зубков пока не назвал конкретных кандидатов на вылет из Белого дома, но депутаты все-таки услышали кто что хотел. В первую очередь это глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. Потенциальных отставников, впрочем, достаточно много: это и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, и министр образования Андрей Фурсенко, и министр культуры Александр Соколов, и глава МЭРТ Герман Греф, и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. При этом уже давно отправляют в отставку министра регионального развития Владимира Яковлева. По крайней мере Михаил Фрадков любил устраивать ему публичную порку. Однако, по мнению экспертов, если Михаил Зурабов уйдет, кому-то надо будет накапливать негатив в отношении правительства, и бывший питерский губернатор Яковлев на эту роль вполне подходит.
А вот Германа Грефа сам президент недавно причислил к сторонникам оппозиционного экс-премьера Михаила Касьянова, что не сулит ему ничего хорошего. Однако его уход не будет означать смены экономического курса. «Греф работал в составе команды, сформированной президентом, и изменение курса будет признанием того, что прежний курс был некорректным», - говорит «НИ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. В целом же эксперты не ожидают серьезных перестановок в экономическом блоке. В частности, министра финансов Алексея Кудрина называют «ценным кадром». Кроме того, сейчас на первый план выходит лояльность президенту, а г-н Кудрин большим оппозиционером не считается. Оборонное ведомство так же вряд ли претерпит какие-либо изменения. Ведь, напомним, глава министерства Анатолий Сердюков не только работал у г-на Зубкова заместителем в управлении МНС по Петербургу, но и женат на единственной дочери нового премьера.
Аналитики называют имена тех, для кого «смутное время» пройдет, скорее всего, спокойно: это долгожитель правительства - глава МЧС Сергей Шойгу, министр юстиции Владимир Устинов, руководитель МИД Сергей Лавров, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр транспорта Игорь Левитин и министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Вчера г-н Зубков упрекнул нынешнее правительство за увеличение числа чиновников. Ярче всего это заметно по числу заместителей премьер-министра. После административной реформы 2004 года у премьера остался лишь один зам - Александр Жуков. Однако вскоре к нему добавился Дмитрий Медведев, Сергей Нарышкин и Сергей Иванов. Эксперты считают, что институт первых вице-премьеров, скорее всего, останется и при Зубкове. «Он создавался, чтобы получить определенную состязательность в президентской кампании», - полагает г-н Мухин.
Напомним, что Владимир Путин отставку правительства объяснил необходимостью задать «вектор» развития исполнительной власти и обеспечить ее бесперебойное функционирование как в период думских и президентских выборов, так и после них. Глава фонда «Политика» Вячеслав Никонов полагает, что президент, уходя со своего поста, создаст такую систему власти, при которой будет много центров, возглавляемых довольно влиятельными фигурами, которым президент в полной мере доверяет. «Если сейчас институт президентства является сам по себе доминирующей политической единицей, то при будущем президенте этого может не быть. Будет несколько центров власти», - говорит «НИ» политолог. В свою очередь, Алексей Мухин озвучил нам любопытную версию. «В последнее время Михаил Фрадков очень плотно конфликтовал с Сергеем Чемизовым (глава Рособоронэкспорта. - «НИ») по поводу целесообразности создания нового госхолдинга - Ростехнологии, - сказал эксперт. - Говорят, что Фрадков заблокировал данную инициативу». Вообще же Виктор Зубков, как отмечает г-н Мухин, напоминает скорее Евгения Примакова, который также в свое время рассматривался в качестве преемника и тоже был в пожилом возрасте, однако так и не стал главой государства.