Марсель Марсо был первым европейским мимом, которого увидели в Советском Союзе. Он приехал в 1957 году и так потряс публику, что спустя десять, и двадцать, и тридцать лет образ этого современного Пьеро, худого и гибкого человечка Бипа в тельняшке и шляпе вдохновлял советских художников. Он действительно оказал на многих огромное влияние, но увековечила его песня Высоцкого: "Она была в Париже, ей сам Марсель Марсо там что-то говорил", пишет сегодня газета «Время новостей».
Родился будущий гений в 1923 году в Страсбурге, в семье выходцев из Польши, и звали его тогда Маркель Мангель. На сцене стал выступать еще ребенком, в девять лет. Во время войны он сражается в рядах французской армии, а с 1944-го поступает в школу драматического искусства при театре Сары Бернар в Париже, где учится у Эжена Декруа и Жан-Луи Барро. Берет псевдоним Марсель Марсо (фамилия одного из наполеоновских генералов) и придумывает свою главную маску -- Бипа, смесь традиционного лунного Пьеро и маленького человека, что-то взявшего из комедий Чарли Чаплина, но еще от героев Шолом-Алейхема или из гоголевской «Шинели». Уже в 1947 году Марсо создал собственную труппу «Содружество мимов», где и состоялись все его знаменитые спектакли -- «Смерть перед зарей», «Отрочество. Зрелость. Старость. Смерть», «Париж смеется, Париж плачет», «Шинель», «Давид и Голиаф»...
Марсель Марсо впервые совершает гастрольное турне по Соединенным Штатам Америки в 1955--1956 годах, после чего становится там очень частым и неизменно любимым гостем. Он участвовал в телевизионных программах (имеет две награды «Эмми), снимался в фильмах (более полутора десятков ролей), вел мастер-классы, и слава его росла. Марсо начинает гастролировать с сольными номерами по всему миру (в Советском Союзе был три раза). В 1978 году создает Парижскую школу пантомимы. Он пишет стихи, сочиняет рассказы, рисует, издает детские книги. Правительство Франции удостоило г-на Марсо самых высоких званий: кавалера ордена Почетного легиона, кавалера ордена «За заслуги в искусстве и литературе» первой степени и кавалера национального ордена «За заслуги» второй степени. Он является избранным членом Берлинской академии изящных искусств и Мюнхенской академии изящных искусств, а также членом престижного Института Франции, ему присвоена степень почетного доктора наук Принстонского университета, Университета штата Огайо, колледжа Линфилда и Мичиганского университета в Анн-Арбор.
В 2002 году Марсо стал послом доброй воли ООН, занимаясь там проблемами старения. Тогда он говорил: "Я уверен, можно быть молодым и иметь сердце старика. И, наоборот, в груди пожилого человека может биться совсем юное сердце. Многим на свете трудно, особенно пожилым. Но жизнь может быть прекрасной, даже если она тяжела. И кому как не миму, клоуну говорить об этом". Сам он нелегко относился к тому, что лучшая пора жизни у него позади, но старался преодолевать недуги и слабость и продолжал выступать -- еще в 2004 году он гастролировал по Америке и Европе со своим основным репертуаром, и публика не могла представить себе, что перед ней человек, которому уже исполнилось 80 лет... Его кассовые сборы были рекордными... Казалось, он совсем не изменился...
"Мим должен развиваться, эволюционировать, - говорил Марсо. - Он будет меняться, потому что меняется время и меняются истории. Но классические темы вечны."
Кумиром Марсо был Чарли Чаплин. Сам Марсо стал кумиром Майкла Джексона. Знаменитая "лунная походка" Джексона родилась после увиденной им репризы Марсо "Идущий против ветра". Марсель Марсо сказал как-то: "Я принес тишину в мир театра, где звуки и слова были королями". С его появлением на сцене воцарявшаяся тишина никого не оставляла равнодушным.