Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

О бедной Марине замолвили слово. "Зеркала" Марины Мигуновой

Итак, перед нами первый удавшийся (в основном) байопик (кинобиография) новой волны российского кинематографа. В ряду неудавшихся я, конечно, имею в виду «Гагарина» и «Поддубного», о которых без дрожи вспоминать не могу (http://rusnord.ru/2013/2/32389;   http://rusnord.ru/2014/2/33773). Чуть получше дело обстояло с «Легендой номер 17» за счёт режиссёрской работы и сюжета, захватывавшего зрительный зал, как реальный хоккейный матч (http://rusnord.ru/2013/2/32282). Но и там, и там, и там сверхзадача стояла простая - пробудить патриотизм. Теперь это дело несложное, особенно при наших современных реалиях, когда главный враг страны опять обитает за океаном. Ну, а что патриотичного может быть в Цветаевой? Нонсенс. Её из-за этого так мало и издавали при прошлой власти, повеситься было официально разрешено только Есенину. И то из-за несчастной любви и алкоголизма, а не в знак протеста и голодного отчаяния.

 Будет в фильме петля в Елабуге, будет, как и застенки НКВД, где насмерть забивают её мужа Сергея Эфрона. Но всё начнётся с Коктебеля (Крым кстати, «Крымнаш»). Я это название произношу с трепетом в голосе, как любой, кто хоть раз там бывал. Коктебель - это и первая любовь, и первый загар без белых полос на теле, и первый стакан портвейна, и первый беляш, поделенный на троих по-братски. Пусть всё перечисленное было в вашей жизни до посещения этого дивного уголка крымского Приморья, но именно там вкус терпкий, послевкусие специфическое, остающееся с вами на всю жизнь. Где ещё могли возникнуть колонии украинских хиппи, первые в совке нудистские пляжи и первый клуб дельтопланеристов? Где ещё, после совместно выпитого портвейна под самолично выловленные и сваренные мидии, юноши часами читают стихи, перед тем как завалить несопротивляющуюся девушку в койку (на лежак, на песок, прислонить к Чёртовому пальцу...)? И весь этот разгул страстей и искусства начался ещё до революции при Максимилиане Волошине (а сам Крым тогда был нашим без всяких санкций).

 Именно с Коктебеля фильм и начинается. Марина, этакая многоопытная Медея, впивается жадными до любви губами в чахоточного студента Серёгу Эфрона и... стоп, того, чего ждёт сексуально озабоченная часть зрительного зала, немного знакомая с бурной личной жизнью поэтессы, здесь не будет. Вернее, будет... и обнажённое тело нимфы на общем плане, и округлое бедро в отсветах пылающего камина, и то, после чего вот-вот и начнётся долгожданная кем-то эротика, остающаяся где-то за кадром. А ведь всего этого ненужно, ибо играет Виктория Исакова, самая интересная, на мой взгляд, из сегодняшних актрис (конечно, вместе с Еленой Лядовой), за которой просто приятно наблюдать.

 Вообще, «Зеркала» - это настоящий кинобенефис Исаковой, где она переигрывает всех напрочь. Виктория прошла по тонкой грани между резкостью неординарной личности и вульгарной пошлостью. Думаю, именно такой была настоящая Марина, всё-таки из семьи потомственных интеллектуалов (терпеть не могу слово «интеллигент», после советского строя от него так и несёт дешёвой образованщиной).

 И в то же самое время, это главный минус «Зеркал» в целом. Потому что рядом с яркой и сильной Исаковой-Цветаевой копошатся какие-то невзрачные, постоянно рефлексирующие мужчинки. Конечно, не Пастернак, «Мулат» появляется в кадре на две минуты от силы. Но Эфрон и его дружбан Родзевич представляют собой нечто эфемерное, трогательно-несерьёзное. Того и гляди, между ними возникнет известный французский треугольник, какой был в жизни Маяковского и супругов Брик. Что ж, декадентство и постреволюционное «новое мышление» позволяли и не такое. Но лично меня передёрнуло от сцены из анекдота «возвращается муж из командировки». Интеллигентный такой вариант, даже без мордобоя.

 Но мы же смотрим байопик, то есть, максимально приближённую к реальности реставрацию исторических событий. А в реальности Серёжа Эфрон был ещё тем «гимназистом». Он, между прочим, прошёл всю Первую мировую, да ещё медбратом, работал, как на поле боя, так и в специальном санитарном поезде, операционной на колёсах. Можете себе представить, с какими ранениями и увечьями пришлось ему там сталкиваться. А в кино нам показывают, как он блюёт при виде пули, попавшей в голову не очень хорошему человеку. Что-то не верится при такой биографии.

 А дальше была Гражданская война, знаменитый «Ледяной поход» в составе Белой армии. Да, в эмиграции Эфрон растерялся, и, в конце концов, стал сотрудничать с ОГПУ. Но не столько по принуждению, сколько ловил кайф от такого вида деятельности, сыграла авантюрная жилка характера. Причём по свидетельствам современников проявил немалые оперативные таланты при вербовке агентов из рядов эмиграции. Потому и поддался на посулы вернуться на Красную Родину, рассчитывая, что ему зачтётся. На том и погорел... да не он один.

 Настолько же непрост был и его соперник по Марине Константин Родзевич (сыгранный довольно средне одним из членов актёрского клана Добронравовых). В фильме Цветаева называет его Арлекино и «плохим мальчиком». По жизни он был тем ещё плохишом, крайне опасным. Во время Гражданской дважды приговаривался к смерти, сначала белыми, потом красными, вертясь как флюгер туда, куда ветер истории подует. В эмиграции именно он вербанул Эфрона, а ещё по некоторым свидетельствам был исполнителем приговоров, вынесенных ЧК. На посулы не поддался, ловким финтом уйдя от агентов ОГПУ. Воевал в Испании и во французском Сопротивлении. Отсидел в немецком концлагере Заксенхаузен. Умер глубоким стариком в Париже в самый разгар советский перестройки.

 И такого орла, не сказать, монстра, Цветаева-Исакова размазывает по столикам то французских бистро, то чешских пивнушек. Я понимаю желание женщины-режиссёра уесть через героиню своего фильма всех мужиков сразу и за все личные обиды. Но как быть с исторической правдой?

 Впрочем, в других жизненных моментах поэтесса выглядит слабой. Жалко её до слёз в отношениях с детьми, крайне грубо и неуважительно общающихся с матерью. Тоже, на мой взгляд, перебор, хотя вполне допускаю, что Цветаева своей жизнью и заслужила такое отношение - ей явно было не до детей.

 А до чего? И тут я подхожу к главному промаху в фильме, который я смотрел, поджав пальцы ног (а поджимаются они у меня исключительно от восторга или сладкого ожидания). В «Зеркалах» почти нет поэзии. Впрочем, прозы тоже нет. Я совсем не желаю бесконечной декламации за кадром или показного творчества на кухне у шкворчащего примуса. Но, всё-таки, фильм о великой поэтессе, нам же показали, как хоккеист Харламов шайбы забивал.

 Увы и ах, но представляю себе отзыв о Цветаевой из уст современного недоросля после просмотра «Зеркал», что-нибудь типа «классная бикса была, оторва». Это притом, что создатели фильма деликатно не дотронулись до такого известного аспекта личной жизни Марины, как лесбийская любовь (стоит напомнить лишь о её близких отношениях с Софьей Парнок). И хорошо, ведь мы любим её не за это... я по крайней мере.

  «Марина - человек страстей. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова...». Это Эфрон о своей жене написал. Такой нам поэтессу и представила Исакова, попадающая из мирного довоенного Коктебеля то в Чехию, то во Францию, то уже в неумытую Россию. Её Марина  живёт эмоциями, купается в них, наслаждается, уплывая на их волнах от мужа и детей, от своего спартанского, а потом и вовсе каторжного существования. Снимали бы «Зеркала» лет тридцать назад, в них бы отразилось бесполое существо. Хотя, что я брежу, какая Цветаева могла быть при социализме?! Только в виде карикатуры на гнилую творческую интеллигенцию.

 Ну, а стихи мы всегда в сборнике прочтём. Для нас фильм снят, для старшего поколения. Очень рекомендую...

 

Леонид Черток        


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Март 2021 (57)
Февраль 2021 (273)
Январь 2021 (285)
Декабрь 2020 (373)
Ноябрь 2020 (308)
Октябрь 2020 (307)



Деньги


все материалы
«    Март 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20