Действующий президент побил очередной личный рекорд прямого общения с журналюгами. И это не многочасовое словоблудие латиноамериканских лидеров, типа Чавеса и Кастро, с ни чем не подкрепленными угрозами показать Америке «кузькину мать». Кто их боится, кроме собственного народа? Первые выживают за счет инерционного энергосырьевого развития страны, за которым неизвестность, вторые - в силу природной легкости характера - никогда богато не жили, не фиг и привыкать. Сам автор этого материала от рождения любитель поговорить на любые темы, но отвечать на сто вопросов без рюмки коньяка и сигареты - это уметь надо, это талант. Особенно если учесть, что первая президентская профессия никак не располагала к публичности. При чем, что сразу бросается в глаза, особый президентский драйв проявляется от неожиданных и отнюдь не лицеприятных вопросов, трудно специально подготовить такую толпу корреспондентов. Разве что настоятельно попросили убрать сюсюкания, типа «несравненный вы наш», такой елей по кайфу одному нарциссу Жириновскому. Жаль, в начале путинской карьеры я не обращал внимания на подобные мероприятия, не с чем сравнивать. Но, уверен, впечатления от них были более блеклыми. Делаем вывод: действующий президент обучаем. Уже зачОт!
Не будем останавливаться на очередных воспоминаниях о трудных 90-х, тем более что гневная риторика в их адрес явно пошла на спад. Ну, было и было, и дефолт, и бандитские разборки, и новогодний Грозный в солдатской крови, невыплаченные пенсии и зарплаты. А разве кто-то знал, как надо? В 17-ом году в России начался дьявольский эксперимент с непредсказуемыми последствиями. Нет примеров выхода из него, мы и тут первые. Поэтому и двигались методом тыка, пока не попали в Путина и, что уж тут джинсы морщить, в высокие цены на нефть. Можно бесконечно теоретизировать, что бы было со страной, оставайся Березовский с Абрамовичем в Кремле, а не в Лондоне и Анадыре соответственно. Пока же имеем то, что имеем, и никаких сослагательных наклонений. А имеем все тот же капитализм. Уже неплохо.
Собственно, обо всем этом Путин говорил на протяжении последних месяцев. Мне другое было интересно, неужели он решится подставить свою дзюдоистскую шею под премьерское ярмо? Дело не только в потери официального статуса, Россия на века останется государством одного лидера, а в том, какая пахота ему предстоит. Ведь преемнику передается достаточно ясная и выстроенная внешняя политика, которую можно относительно безболезненно корректировать под конкретный образ следующего президента. Зато у самого в перспективе авгиевы конюшни Кремля с многочисленными группировками. И вот тут Путин сказал заповедное для меня слово - я ловлю КАЙФ от работы. И все становится на места, передо мной понятный и близкий по духу трудоголик. Конечно, это не образ героя-генерала, согласного в тяжелые для страны минуты командовать штрафной ротой, такого и не требуется. А вот тянуть на себе груз повседневных проблем - еще как. Путин принародно объявил, что не боится таких галер, опыт и выучка есть. Опять же сопоставимо с первой профессией - резидент внешней разведки находится в тени, хотя о его существовании любое ЦРУ знает. При этом публичный посол к его мнению прислушивается, если не сказать - боится...
Очерчен и фронт работ. Представьте себе, как засуетятся чиновники на местах, если им выговаривает не почти плюшевый Фрадков, не гламурный Касьянов, не «от сохи» Зубков, а вкрадчивый голос профессионального комитетчика. Тут, хочешь - не хочешь, последний особняк отдашь под «Доступное жилье», и даже тещу отправишь исполнять нацпроект «Образование». Исходя из сказанного, черные дни наступают для кремлевских группировок с их личными интересами. Много сказано о том, какую роль в подковерной борьбе играют силовики, путающие стратегические и оборонные задачи страны с экономическими. Теперь на эти буйные головы приходит человек, по определению стоящий выше в искусстве разборок и разводок. И здесь, на мой взгляд, ключевой фразой является ответ на вопрос о богатстве. Сначала наступило дежа вю с фильмом «Валерий Чкалов», где легендарный летчик отвечает на аналогичный вопрос молоденького Аркадия Райкина: «Я богат своим советским народом!». А если серьезно? Мне представляется, что Путину многие миллиарды просто не нужны. Моя фантазия тоже затухает на семизначной цифре. Было бы здоровье, просторная квартира и полный холодильник, яхтой все равно управлять не умею. А еще, чтобы было не скучно. Думаю, этого же хочет Путин, да и другим скучать не даст.
Сразу возникает вопрос о команде. Даже не о группе министров за столом заседаний, столько профессионалов в многомиллионной стране по любому найдется, а масштабно, о всех членах Госсовета. Вы обратили внимание, сколько слов в последние дни сказано про неумелых руководителей регионов? Тех, кому проще отсидеться в тени, напоминая о себе лишь верноподническими речами и одобрямсами. Догадываетесь, о ком это я персонально? Уже и новый минрег Козак чуть ли не умоляет - денег навалом, только дайте нормальный план их освоения не только палочками для суши. Видимо, эти люди перепутали объявленный этап стабильности с милым сердцу гомо советикуса застоем, капает понемногу сверху, и ладно. С новым премьером это не пройдет. Серьезный звонок губернаторам прозвучал уже в это воскресенье в программе Соловьева. Политолог и депутат Сергей Марков живописал будущую сцену, когда министры на премьерском совете бросают в шапку записочки с фамилией наиболее зарвавшегося регионала. Он знает, о чем говорит, лично отвечает за идеологию правящей партии.
Вы спросите, почему Путин раньше за них не взялся? Так не президентское это дело с подобной мелочевкой разбираться, на его плечах Конституция, ядерный чемоданчик в руках, и вся политика государства в голове. Теперь же можно будет оторваться по полной. Похоже на разделение властных полномочий между Иваном Грозным и Малютой Скуратовым? Ну, не до такой степени, персоналии не те, но элемент цивилизованной опричнины для нашего успокоенного и сытого чиновничества просто необходим. Если я прав в своих предположениях, то, Николай Иванович, мне вас искренне жаль, новый премьер подобной серости просто не потерпит. Стабильность стабильностью, а вкалывать заставит. А кто по складу характера не может... учиться будет на другом месте работы.
В Красноярске Дмитрий Медведев рассказал о четырех «И» - Инновации, Инфраструктуре, Инвестициях и Институтах. С первыми тремя позициями все, более-менее, понятно. Пора слезать с нефтяной иглы, стыдно цивилизованной стране иметь медвежьи углы без телефона и Интернета, при стабильной политической системе и активной борьбе с коррупцией инвестиции сами приплывут. С институтами сложнее, они к образованию не относятся. Это, прежде всего, инструменты контроля гражданского общества над властью, та же Общественная палата и свободные СМИ. Слово СВОБОДА стало ключевым в выступлении преемника. Не абстрактная, как пел Окуджава («Свобода бить посуду, не спать всю ночь - свобода...»), и не как у допутчевого Ельцина. А вполне конкретная, для каждого гражданина. Действительно, сверхзадачу спасения страны от развала и всевозможных реставраций режимов выполнена, пора вспомнить и о детской слезинке. В его устах это звучит вполне органично и согласовывается с основными либеральными принципами.
И тут мне видится ответ на главную загадку властной рокировки, почему именно Медведев выбран в качестве преемника. Скажи то же самое кандидат Путин, идущий на третий срок, его, либо обвинили в коварстве и двуличии, либо в очередном отступлении перед Западом и олигархами. А еще, это просто не в ментальности офицера-контрразведчика, язык может не повернуться. Зато в устах потомственного питерского интеллигента звучит вполне гармонично. Не разорвут ли молодца наши циничные и прагматичный силовики, склонные к диктату? Вот для этого и будет рядом премьер-дзюдоист, один гарантирует Конституцию, другой - его безопасность и правопорядок. Не знаю как вам, а мне такой расклад нравится.
Конечно, можно долго дискутировать на тему, что к четырем «И» честнее было бы добавить еще одно - Инфляцию. Согласитесь, это все-таки не деноминация, от которой решительно отрекается действующий президент. Но и тут понятно, нас настраивают на лучшее, в которое так хочется верить.
А что еще остается?..
Леонид Черток, только что после ремонта
Фото dni.ru