Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Все будет хорошо! У нас была «Ироничная» эпоха

 

Однако пронесло в хорошем смысле. В фильме нет пошлости, а это главное редкое достоинство современных российских блокбастеров. Именно на эту категорию претендует ремэйк Тимура Бекмамбетова. Вроде, вполне камерная история, но «Дозоры», нет-нет, да напомнят о себе. Хотя бы в сцене спасения с подвыпившим пограничником и телеантенной, того и гляди, над Петербургом возникнет таинственный энергетический столб. Когда же в крошечном эпизоде появился Завулон собственной персоной, я чуть было не нажал на кнопку «стоп». Сдержал себя и правильно сделал. Все не так мрачно, это не комиксы, не ёрничанье над ушедшим временем. И все же, все же...

В чем главное очарование первоисточника? Не многие знают, что в основу классической «Иронии» легла расхожая хохма 60-х годов ХХ века. Якобы, гуляли по ночной Москве летчики-одесситы, наткнулись на пьяного, спящего на постаменте памятника Пушкину, и решили подшутить. Подняли, отвезли в аэропорт, загрузили в ТУ-104 или что там еще тогда летало, выгрузили в городе у моря и положили досыпать тоже у Пушкина. Он там такой же, только сидит. Очнулся бедолага и ужаснулся: «И его посадили, это ж сколько я спал?!».

Неплохая завязка для «комедии ошибок»? Возможно, Гайдай остановился бы на этой линии сюжета, тем более что дальнейшие ходы еще Булгаков подсказал. Но Рязанов пошел дальше, он снимал новогоднюю сказку. Что такое Новый год? Правильно, время исполнения желаний. Какие такие желания могут быть у советского человека, которому и так все партия дала? И квартиру в типовом доме, и стабильную зарплату, и стандартный дверной замок без секретов (зачем они, в СССР квартирных воров нет!), и даже дефицитную «хельгу» с небольшой переплатой (есть отдельные недостатки). Одного не может дать человеку самая распрекрасная власть - любви. Зато есть друзья, которые выпьют в бане, да и исправят ошибки природы. Рязанов точно угадал с образами. Женя и Надя стандартны, как чешские люстры в их квартирах. Да, возникают провокационные вопросы, откуда взял деньги участковый врач на болгарскую дубленку, в каком таком заказе он отхватил баночку крабов? А еще, где авторы сценария видели свободные такси у здания аэропорта, везущие точно по счетчику и без подсадок? Но это для въедливых диссидентов, подобные нестыковки с реальностью им компенсируют разрешенными песнями на стихи полузапрещенных авторов. В остальном, ситуация типична. Два не очень молодых человека устали от одиночества и молчаливых укоров любящих мам, и решили связать свою судьбу с тем, что есть на горизонте. А что, для рефлексирующей интеллигенции подобные душевные терзания обычное дело. Жизнь изменил счастливый случай и родство душ. Уверен, многие зрители моего и старшего поколения грезили, как сложилась дальнейшая судьба любимых героев. И Рязанова уговаривали, он отнекивался и был прав - в любой истории недосказанность идет только в плюс. Как в эротике, такого в голове наворотишь, аж в пот бросает. Но нашелся смельчак...

Итак, оказалось, что у тех Жени с Надей не срослось. Почему? Спасибо Тимуру, хоть над этим поломаем головы. Тем более что ниточка к разгадке протянута: «Ваш отец безответственный авантюрист!». Кто авантюрист, размазня Лукашин, плывущий по жизни на борту рейсов Москва-Ленинград-Москва? Хотя, разве можно ожидать объективной оценки от обиженной женщины? Да еще и гордой полячке, в новой «Иронии» акцент Брыльской прорисовывается в каждой фразе. Начинаю тянуть нить за хвост и представляю, как герой Мягкова в последний момент испугался сложностей с пропиской, запросов роскошной женщины, и вернулся к серенькой, но стервозной Гале. Надя же в отместку вернулась в объятия все понимающего Ипполита. Но на обиде и трусости счастья не построишь, что мы и видим. Конечно, в глубине души хотелось бы лицезреть двух случайных влюбленных советского периода на общей вилле в районе Канарских островов, окруженных выводком англоговорящих внуков. А они нам нужны, такие сахарные сопли? Спасибо, Тимур, хотя бы за это.

Вот кто меня действительно раздражал в ремэйке, так это дети героев. Хабенский отличный актер, но играть пьяного Мягкова явно не его конек. Понимаю авторов, ими двигало позитивное желание вернуть зрителя в атмосферу первоисточника. Со мной это не прошло. Тот Лукашин был мил именно в образе советского врача, до этого не появлявшегося на экране в подобном «одухотворенном» состоянии. Здесь его сын навязчив, если не сказать противен. Генетика генетикой, но даже пьянство имеет признаки своего времени. А с этим делом в картине явный перебор. До сих пор не пойму, какую смысловую нагрузку несет пьяный Дед Мороз из сотни бородатых анекдотов? Миша Ефремов любит это дело в жизни, но в трезвых ролях выглядит намного убедительней. Зачем нужно было отправлять ребят в милицию? Это же не «Операция с Новым годом», так и не ставшая хитом всех времен, а парафраз явно виден. Может, реверанс в сторону Рогожкина? После «Кукушки» он в этом не нуждается. Не проняла меня и сцена в многодетной семье выходцев с Кавказа. Хотя режиссер и Бекмамбетов, но так вопросы миграции и толерантности не решаются. У меня всему этому есть только одно объяснение, авторы фильма всеми силами старались выйти за рамки Надиной квартиры. Зачем, одна из прелестей первой «Иронии» именно в ее камерности. Вы говорите, время не то, за окном век скоростей? Не знаю, не знаю, у Михалкова в «12» получилось...

Отдельное фе образу новой Надежды, точнее, дочери предыдущей. Я еще не понял, какая из Лизы Боярской получилась актриса, но здесь ей просто нечего играть. Маму-Барбару не получится, да и вторично, хватит, что Костя под папу-Андрея косит. Да и кто она, что она, за что в нее втюрился роскошный Ираклий? Глупа, местами неоправданно груба. И лет ей совсем не столько, чтобы о женском одиночестве печалиться. В единственном эмоциональном прорыве она сообщает, что закончила юридический факультет токмо по воле заславших ее туда родителей, но профессию свою ненавидит. И правильно делает, такому адвокату с блестящими губами деньги нести глупо, а попадать к подобному неуравновешенному прокурору просто опасно. Лиза-Надя вызывает у меня ассоциацию все с тем же классическим заливным, в котором  Костя-Костя подозревает курицу, ни рыба ни мясо. Особой сэкси я в ней не обнаружил, внешность на любителя. Сразу начинаешь подозревать Ираклия-Безрукова в меркантильных интересах, как-никак, коренная петербуржка из хорошей семьи...

А жаль, Безруков хорош! Сначала я все ждал, что во время детских свалок с Хабенским на пороге комнаты возникнут остальные члены его «Бригады», очень много ссылок, намеков и интонаций Саши Белого. Но потом он становится самым живым и убедительным персонажем надуманной истории, его реакции хотя бы объяснимы. Я не о правде жизни, ее нет, но почему бы богатому человеку не слетать в новогоднюю ночь в приморский город своего детства, не подарить хнычущему малышу мобильник? Праздник же, время чудес, можно расслабиться и помечтать. Да и вообще, хорош, бродяга. Чего не скажешь о Хабенском, из него Антон Городецкий так и прет. Надо бы почаще менять режиссера.

И еще понравился Юрий Яковлев. Не текст роли, странно, что взрослый, давно состоявшийся человек (в 75-ом уже своя машина!) сохранил детскую обиду на неуверенного в себе Лукашина. Яковлев и до этого не раз признавался, что не считает роль Ипполита своим шедевром и «Иронию» старается лишний раз не смотреть. В новом варианте я заметил на его лице устойчивое выражение брезгливости и недовольства происходящим. Ему искренне сочувствуешь, какая там у театральных актеров пенсия...

И, несмотря на все сказанное, в фильме есть позитивное начало и конец! Почти все герои первой части живы и относительно здоровы. Даже не герои, что с ними станется, забияку ДАртаньяна и того уконтропупили только в третьей части, живы исполнители ролей. Брыльска все так же хороша и стала еще более европейской. Мягков носится по парилке, в первой серии он двигался более медлительно. Яковлев точно соответствует своему образу и положению в обществе. Ширвиндт в натуре заспиртовался, разве что говорит фразами безвременно ушедшего Буркова. Радостно за Белявского, мне бы так выглядеть после двух инсультов. И Талызина в порядке, не стоит на паперти, как многие советские учительницы. Об Ахеджаковой и не говорю, счастливая старость на Земле Обетованной. А мы-то гадали, какой у Лии «пятый пункт». Ту московскую Галю, фамилию все время забываю, просто показывать опасно, ровесницы удавятся от зависти.  И, главное, в самолетном кресле восседает все тот же Рязанов, они и тридцать лет назад молодым не выглядел. Правда, в аэропорту жалующегося Готлиба Ронинсона заменил хнычащий мальчик, но на то и смена поколений. Жизнь удалась!

Поверьте, я не иронизирую, хотя сам из той, «Ироничной» эпохи. Всегда хорошо, когда остается надежда на лучшее. Или просто Надежда. Вспомните ключевую фразу из первого фильма: «Как встретишь Новый год, так его и проведешь», и попытайтесь меня убедить, что не жили с этим предчувствием последние 30 лет. Бесполезно, все равно не поверю. Посмотрите, даже Женя Лукашин с Надей в конце концов сели вместе в «Красную стрелу», пошли на новый круг. Я знаю, теперь у них все будет хорошо!

Чего и вам желаю...

 

Леонид Черток               

 

***Рецензия написана при поддержке магазина ВИДЕО МИР (ТЦ «Орион»)


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (324)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20