Представляя на Петербургском международном экономическом форуме правительство, первый вице-премьер Игорь Шувалов вчера стал для большинства участников автором настоящей сенсации: впервые правительство официально заявило о необходимости быстрого сокращения своей роли в экономике. В своем выступлении заместитель Владимира Путина не только заявил об этом как об элементе госполитики, но и провозгласил "провалы госрегулирования" большей проблемой, чем "провалы рынка", и объявил о первых шагах по сокращению госвлияния на экономику - о сокращении списка не подлежащих приватизации компаний и замене чиновников в контролируемых государством компаниях независимыми директорами.
"Стремление государства к росту своего влияния и стремление многих заставить государство влиять" стало последним из тезисов Игоря Шувалова. Первый вице-премьер объявил новую стратегию: государство будет "концентрировать свои усилия в экономике только там, где это действительно необходимо", причем лишь на срок, который требуется для исправления там ситуации. "Госинституты должны уметь сокращать свою роль там, где их задачи выполнены, и быстро наращивать там, где это нужно",- пояснил господин Шувалов.
Первые шаги в этом направлении будут почти символическими: Игорь Шувалов анонсировал массовое сокращение в советах директоров АО с государственным участием числа госпредставителей, они будут заменены на независимых директоров. "Необходимо заменить чиновников на профессионалов и создать совет директоров в госкорпорациях, который будет действовать по правилам частных компаний",- пояснил Игорь Шувалов. Начинать этот процесс государство намерено уже в июне с компаний со стопроцентным госучастием. Это же подтвердил позже и помощник президента Аркадий Дворкович, он пояснил, что государство будет в этом году вводить в советы директоров независимых директоров в случае, если это можно сделать до 1 июля (крайний срок проведения собрания акционеров). Позже господин Шувалов провел встречу с представителями крупного бизнеса, но и на ней не раскрыл списка "разгосударствляемых" таким образом АО. Единственное, что точно известно,- такая политика не будет в этом году касаться "Газпрома", где уже утверждены представители государства в совете. Теоретически независимые директора могут войти лишь в узкий список 100-процентных государственных АО, среди них крупнейшими являются ОАО РЖД, "Транснефть", ТВЭЛ, "Зарубежнефть", предприятия ВПК.
Второе новшество, обещанное господином Шуваловым,- существенное сокращение списка стратегических предприятий. Напомним, с 1996 года списки таких предприятий, не подлежащих приватизации, формируются указами президента, приватизация и сокращение госдоли в таких АО запрещены законом. Сейчас в списке "Роснефть" и владелец ее контрольного пакета акций "Роснефтегаз", "Газпром", "Связьинвест". Впрочем, и здесь Игорь Шувалов не назвал конкретных компаний, пояснив, что премьер-министр Владимир Путин одобрил саму идею сокращения списков и правительство в настоящий момент "готовит конкретные предложения".
По сведениям "Ъ" из источников в Белом доме, кандидатом номер один после отставки главы Минсвязи Леонида Реймана на выход из списка является "Связьинвест", но решение не принято. Впрочем, и у "закрытых" для приватизации компаний, обнадежил господин Шувалов, есть возможность взаимодействия с инвесторами через механизм частно-государственного партнерства. В основном "стратегический" список содержит предприятия оборонно-промышленного комплекса, не так сильно интересующие инвесторов, как "Роснефть" и "Газпром" - основа государственного присутствия в ТЭК и как РЖД, "Аэрофлот" и судоходные компании в транспорте. В случае с "Роснефтью" вопрос становится политическим: в ней председателем совета директоров является "промышленный" вице-премьер Игорь Сечин, с чьим именем связано увеличение доли государства в ТЭК в 2001-2007 годах с 10-15 до 40-45%.
Никаких других символов либерализации экономики в речи господина Шувалова не было предъявлено. Напротив, в рамках "быстрого наращивания присутствия" государства в требующих госвмешательства секторах он анонсировал возможное создание новых госкорпораций. В этом первый вице-премьер оказался даже менее либерален, чем его коллега вице-премьер Сергей Иванов, заявивший, что создание новых госкорпораций должно быть "ограничено", а также предложивший вообще не вводить в компании с госпакетом 5-7% госпредставителей. Господин Шувалов также заявил о своем несогласии с тезисом о том, что роль государства в экономике в последние годы усиливается. "Если в целом посмотреть на государственную долю в экономике, доля государства в экономике незначительна",- пояснил он, сообщив, что считает преувеличенными оценки о 40-процентном участии государства в экономике..
Тем не менее речь господина Шувалова была практически единогласно поддержана, одобрена и развита и чиновниками, и бизнесменами, и аналитиками. Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев сослался на проведенное недавно исследование, где главной проблемой экономики РФ оказалась неэффективность государства - рост госвмешательства в экономику, неэффективные суды, коррупция и правовой нигилизм чиновников (второй по значению оказалась проблема демографии). Главный экономист ЕБРР Эрик Берглоф отметил, что экспорт электроники и машиностроительной продукции из РФ продолжает сокращаться, несмотря на постоянные заявления чиновников о необходимости развивать высокотехнологичные сектора. "У правительства всегда есть искушение сказать: мы будем создавать стратегические планы и поддерживать отрасли. Вы много об этом говорите, но нужно более осторожно подходить к роли государства в этой области, такая политика делает компании неконкурентоспособными",- развил он идеи первого вице-премьера. Но, например, председатель правления Citigroup Майкл Кляйн был так убежден "антигосударственным" демаршем господина Шувалова, что уверенно заявил: Россия "станет первой экономикой, которая сможет преодолеть ресурсное проклятие".
Сомнения в том, что господин Шувалов своей речью начал экономическую оттепель в России, все же остались. Так, глава "Вымпелкома" Александр Изосимов прямо предупредил Белый дом: "Дорога в ад вымощена нереализованными стратегиями.