Правда, после нее почему-то совсем не хочется смеяться. Потому что там - теплый океан, роскошные виллы на Беверли-Хиллз, и в любом ресторане можно встретить голливудскую знаменитость. А здесь - холодные волны Белого моря, «Беверли-Хиллзы» на прогнивших сваях с туалетами прямого падения, а в кофейнях сутками заседают московские пиарщики. Еще те «знаменитости», между прочим. И все же нечто общее между нами есть. Не с Лос-Анжелосом в частности, а со всей Америкой в общем. Парадокс? Как сказать...
Сначала разберемся с Америкой и вернемся на четыре года назад. В 2004-ом на президентских выборах побеждает с минимальным перевесом демократ Альберт Гор. Тут же включается их административный ресурс, и после (внимание!) ПЕРЕСЧЕТА голосов победа отдается действующему главе государства, республиканцу Джорджу Бушу. Богатые, успешные и до отвращения демократичные США удивляются, чешут репы и продолжают пить пиво с гамбургерами у экранов плазменных телевизоров. Ни тебе демонстраций, ни громких акций протеста, ни самосожжений на ступенях Капитолия. Простые люди надеются, что такой результат глобально не повлияет на их уровень жизни.
Однако Америка все больше вязнет в военных компаниях на Арабском Востоке, теряет авторитет у союзницы - Европы, наступает банковский и ипотечные кризисы, нефть дорожает, жизнь тоже. И даже самые тупые и ленивые обыватели постепенно начинают связывать эти негативные перемены с событиями осени 2004-го. Бушу, а вместе с ним и его партии, еще раз выдан кредит доверия, и он его опять не вернул...
Возвращаемся в сегодня. Во время большой американской развлекухи под названием «праймериз» кандидаты от республиканцев один за другим (опять внимание!) СНИМАЮТСЯ в пользу Джона Маккейна. Мало того, сам Буш бьет вместе с ним чечетку, хотя до этого их связывали далеко не простые отношения. Параллельно разгорается настоящая война компроматов между темнокожим Бараком Обамой и белой женщиной Хиллари Клинтон. В итоге последняя признает свое поражение и выходит из борьбы.
У меня не раз возникало подозрение, что происходящее спровоцировано, если не срежиссировано, пиарщиками из Белого дома, ибо все эти распри работают исключительно в пользу Маккейна. Оказывается, я заблуждался, да и не только я один.
В материале «Наши дни» мой товарищ и единомышленник Дмитрий Несанелис проводит параллель между Клинтон и кандидатом в мэры Архангельска Ларисой Базановой. Правомочно, но только в том смысле, что обе они женщины. Хиллари по политическому опыту и знанию капитолийского закулисья даст фору всем кандидатам вместе взятым. От нее сложно ждать каких-либо грандиозных сюрпризов, все равно в ход будут пущены мужнины наработки. И ее, в отличие от Ларисы, не грубо отстранили, а уговорили, сославшись на партийную дисциплину.
И далее, уважаемый профессор повторяет мои недавние заблуждения, называя Обаму «заведомо проигрышным кандидатом». Так вот, буквально на днях мои американские друзья, по роду деятельности интересующиеся политикой, сообщают мне сенсационные данные последних социологических опросов. Оказывается, около 30 % избирателей, собиравшихся отдать свои голоса за Клинтон, не переметнулись в другие лагеря. Теперь они заявляют, что у них нет «своего кандидата» и просто решили игнорировать выборы. Рейтинг Маккейна незыблемо стоит на месте. А вот показатели Обамы рванули вверх, что твой табун диких мустангов, и только набирают скорость.
Обращаю внимание читателя на то, что срез общественного мнения - это далеко не партийный праймериз, в нем учитывается мнение любого гражданина с правом избирательного голоса, у которого есть телефонный номер, а таких в США 100 процентов. Из этого вытекает только одно, за Обаму собрались голосовать те, кто до этого просто не ходил на выборы. А таких в США миллионы. Возьмем негритянское население. Среди них столько же расистов, сколько среди евреев антисемитов. Только им позволено с экрана телевизора безнаказанно называть своего темнокожего собрата «черно...пым». Когда белокожего моментально потащат в суд, за которым срок-тюрьма-Аляска, хорошо, если огромным штрафом отделаешься. Теперь же в их представлении Обама - это тот же Кеннеди, отменивший сегрегацию. Только еще ближе, потому что цветной. И теперь огромная армия неудачников, среди которых полно безработных, пьяниц и наркоманов, решает поддержать своего парня. То есть, на арену выходит тот самый протестный электорат, от которого только и жди неприятных сюрпризов.
Конечно, еще ничего не ясно. В Америке уже вовсю включилась грандиозная пропагандистская машина, не чета нашей, работающая на кандидата от власти. Возможно, что в последний момент маргиналы забудут день голосования, или решат не проводить рискованные эксперименты.
Но вот в чем главный парадокс. Президенту Маккейну придется намного сложнее, чем президенту Обаме. От первого будут ждать немедленных свершений, победоносных войн и экономического подъема. Ко второму отношение будет более снисходительное. Новичок, что с него взять, пусть подучится. То есть, у нации есть время для более-менее комфортного состояния души, раздражение наступит гораздо позже. А это отнюдь не мало для созидательных процессов в обществе.
Вернемся в наш многострадальный Архангельск. Совсем недавно мы зеркально повторили американскую историю. Снятие одних кандидатов в пользу другого, поддержка властей, минимальный перевес и, в итоге, пересчет. Потом очень быстрая, почти подпольная инаугурация, нас ставят перед фактом: мэр - Павленко. Ничего при этом не объясняют. Только рефреном слышится - лишь бы не было войны. И многие покорно соглашаются. Мы же не американцы, которые рвутся завоевывать нефтяные рынки, не представляю, что такое горящий собственный дом и блокада. В нас же это страх сидит на генетическом уровне.
Но надолго ли этого спокойствия хватит? Сейчас не то время, когда взрывались джипы, как новогодние петарды, хотя «ненужные» дома до сих пор поджигаются. Зато информационные войны уже начались, кто-то вовсю наезжает на семью Авериных. Так о каком гарантированном спокойствие идет речь?
А тут еще из недр мэрии поползли слухи, что Павленко - временный мэр, на тот период, пока его зам по финансам Сергей Моисеев на практике не подучится государственному управлению.
Если нам таким замысловатым образом была гарантирована стабильность, то это не значит, что все должно оставаться на своих местах, лишь бы не было еще хуже. Мы вправе ждать прорыва по всем фронтам, и на экономическом, и на информационном. Да, в Америке сейчас все не гладко. Но у нас в тех же отраслях катастрофа! Наш ипотечный кризис начался вместе с обнародованием этого иностранного слова, а о строительстве жилья социального найма никто и не заикается. У нас нет ничего, хотя бы отдаленно напоминающего их хайвеи. Есть только нефть, но не у нас конкретно. Зато опять тишина на тему организации высокорентабельного наукоёмкого производства, за счет которого Америка и держится на плаву.
Может, все это и есть в каких-то планах, но их от нас хранят за семью печатями. А народ сегодня хочет знать, насколько выдан кредит доверия, под которым он сам не очень-то и подписывался. Пока же в Архангельске строго соблюдается один только график - график отключения горячей воды. Здесь наши чиновники по пунктуальности могут дать фору всем английским королям и королевам. Пропагандистская машина мэрии, как всегда, пробуксовывает, диалог с населением до сих пор не налажен. А ведь там специалисты сидит, пережившие (и выжившие) не одного мэра.
Теперь представим себе, что градоначальником стала Лариса Базанова. И тут же включается эффект Обамы - пусть женщина учится, мы долго терпели и еще потерпим. Любое ее свершение воспринимается на ура, любая ошибка - снисходительно. Вспомните того же Киселева, его рейтинг пошел вниз только на третьем году губернаторства, когда стало ясно, что за вдумчивым видом один пшик, сплошная склочность натуры. Вот и получается, что при женщине-мэре город долго бы прибывал в радостном ожидании чудес, которые так редко случаются в реальной жизни.
Мне даже сложно представить, что будет на ближайших выборах. Не на областных и городских депутатских, там хорошо, если 10 % придет, а на следующих мэрских. Вряд ли Лариса их дождется, если суд сейчас не проявит принципиальность. Зато мы с вами такую «обаму» получим, что сами потом содрогнемся, в истории новой России уже были подобные примеры. Да и как сейчас управлять народом, который в открытую презирает городских чиновников? Скрытое сопротивление - оно пострашнее явного будет. Его дубинками не побьешь, и в кутузку не посадишь. Зато когда полыхнет...
Вот и получается, есть у нас с Лос-Анжелосом много общего. Только их ангелы пока еще белые и пушистые, а наши потертые и в пятнышку. Обидно за наших. Да и за самих себя тоже...
Леонид Черток