Решение рейтингового агентства S&P о снижении рейтинга России не стало неожиданностью. Еще на прошлой неделе S&P предупредило правительство РФ, что в случае "распечатки" ФНБ прогноз для России будет пересмотрен. Напомним, что с 21 октября 2008 года приказом Минфина до 40% ФНБ разрешено размещать в рублевых инструментах, оставшиеся 60% - в иностранных активах по схеме, соответствующей практике управления ЦБ международными резервами. С 16 октября постановлением правительства открыта теоретическая возможность размещения фонда на 100% в рублевые инструменты, на 80% - в акции и корпоративные бонды.
Реакция S&P на эти изменения последовала незамедлительно. Агентство вчера пересмотрело прогноз по суверенным кредитным рейтингам России со стабильного на негативный (19 сентября рейтинг уже пересмотрен с позитивного на стабильный в основном в связи с общемировым кризисом ликвидности).
"Пересмотр прогноза отражает вероятность понижения рейтинга, если затраты российского правительства на оказание поддержки банкам увеличатся в условиях возрастающего оттока капитала, поскольку доверие к финансовой системе и монетарной политике снижается",- отмечает кредитный аналитик S&P Фрэнклин Гилл. Таким образом, S&P в неявной форме констатировало: дальнейшее расширение размера поддержки экономики из госсредств (сейчас более 5,6 трлн руб. уже выделенных средств и 3,1 трлн руб. средств, которые могут быть выделены), то есть рост антикризисных расходов на уровне выше 15% ВВП с определенной вероятностью будет стоить РФ снижения рейтинга.
Долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте (ВВВ+) и по обязательствам в национальной валюте (А-), а также краткосрочные суверенные кредитные рейтинги (А-2) были подтверждены. Вместе с тем понижена оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков с А- до ВВВ+, это говорит о возможных ограничениях государством доступа к валюте, необходимого российским корпоративным заемщикам.
Напомним, в настоящий момент ФНБ ($48,9 млрд на 1 октября 2008 года) является частью международных резервов РФ ($515,7 млрд), как и резервный фонд ($141,0 млрд на 1 октября). Пока неизвестно, будет ли ФНБ при инвестициях его средств в рублевые инструменты или относительно высокорисковые иностранные инструменты выделяться из резервов: стандарты МВФ на этот счет достаточно лояльны. Кроме того, как отметили вчера в обзоре аналитики "Ренессанс Капитала", формально предоставление средств ФНБ, например, на депозиты в ВЭБ не уменьшает его объемов. Существуют также способы предоставления ЦБ ВЭБу $50 млрд для рефинансирования иностранных кредитов российскими компаниями без изменения объемов резервов. Кроме того, вчерашнее одобрение Госдумой возможности для правительства тратить резервный фонд на свое усмотрение в течение всего 2009 года также создает риски сокращения резервов. В сумме резервы могут снизиться максимум на $230 млрд, или более чем на 40%, но эти риски условны. Вероятно, поэтому S&P пока ограничивается лишь снижением прогноза рейтинга, но не рейтинга как такового.
Опрошенные "Ъ" экономисты считают, что решение S&P не окажет существенного влияния на отношение инвесторов к России. "Мне кажется, что чисто технически этот шаг не оправдан, поскольку речь идет о суверенном рейтинге, а соотношение внешнего госдолга к золотовалютным резервам пока не оставляет никаких сомнений относительно возможности правительства обслуживать свой долг. Новость неприятная, и в других условиях, конечно же, привела бы к реакции на рынке и сказалась бы на стоимости внешних займов для российских компаний. Однако в текущих условиях, когда фактически мировые кредитные рынки закрыты для суверенных и частных заемщиков, новость вряд ли окажет какое-либо существенное влияние",- говорит Владимир Тихомиров из "Уралсиба". Его поддерживает Сергей Улатов из представительства Всемирного банка в РФ. "Рейтинг остается инвестиционным. А S&P, как и все сейчас, просто перестраховывается, чтобы защититься от репутационного риска. У правительства пока достаточно ресурсов, чтобы отвечать не только по своим, но и по корпоративным долгам",- говорит экономист. А Юлия Цепляева из Merrill Lynch отмечает, что "при отсутствии доступа на рынки капитала решение некатастрофично", а действия S&P отражают всеобщую нервозность.
Рынок облигаций вчера отметил новость о снижении прогноза рейтинга РФ заметным расширением спредов российских бондов с казначейскими нотами США (US Treasuries). Стоимость наиболее ликвидных евробондов РФ с погашением в 2030 году (Russia 30) к 21.00 снижалась на 5,6 процентного пункта по сравнению с уровнем закрытия предшествующего торгового дня, достигнув минимального с октября 2002 года значения - 76,0% от номинала.
Два других крупных международных рейтинговых агентства - Moody`s и Fitch - пока не намерены снижать рейтинг России. "Тенденции в сфере внешнего рефинансирования и цен на нефть, а также принимаемые государством меры поддержки частного сектора окажут негативное влияние на государственный баланс. Тем не менее в настоящее время Fitch ожидает, что такое ухудшение будет "временным" и будет соответствовать текущим уровням суверенных рейтингов России (BBB+)",- отмечает Эдвард Паркер, глава аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам в странах Европы с развивающейся экономикой.
Впрочем, как и опрошенные "Ъ" экономисты, так и представители рейтинговых агентств не исключают, что рейтинги России в ближайшее время будут пересмотрены. И те и другие отмечают, что все будет зависеть от результатов текущей политики правительства по поддержанию устойчивости финансовой системы, экономического роста и, конечно же, цен на нефть, падение которых до уровня ниже $60 за баррель может привести к дефициту госбюджета уже в 2009 году. "Сейчас люди делятся на две категории: те, кого завораживает объем накопленных Россией денег, и те, кого завораживает то, с какой скоростью они тают",- отмечает Юлия Цепляева.
Пока вероятность того, что вторых с каждым днем будет становиться все больше, растет - S&P вчера сделало шаг из первой группы во вторую. Разочарование рейтинговых агентств и снижение рейтинга тем временем может усилить отток капитала из России: большое число инвестиционных фондов вкладывают в инструменты с формальным ограничением по рейтингам. Впрочем, значительная часть таких средств уже покинула российский рынок, констатируют во Всемирном банке, а снижения суверенного рейтинга РФ до неинвестиционного уровня не ожидает сейчас никто, для этого рынки в России должны испытать куда большие потрясения, чем сейчас.