Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Чужая война?

 

Причем многие люди о перипетиях отношений между нашими странами и о сути самого арабо-израильского конфликта имеют довольно смутное представление, что выявила и дискуссия, развернувшаяся на сайте ИА «RUSNORD».

Начнем с того, что  Сталин и советское руководство видело в Израиле своего естественного союзника на Ближнем Востоке. В этом была своя правда. Руководство страны полагало, что Израиль будет строить социализм: все предприятия в Израиле на начальном этапе его развития  принадлежали профобъединению Гистатруд, на селе вся хозяйственная деятельность осуществлялась кибуцами, которые очень напоминали советские колхозы, а среди евреев симпатии к СССР как к стране, которой принадлежала решающая роль в победе над нацизмом,  были очень сильны. Поэтому в 1948 г. в ООН именно СССР  пролоббировал принятие резолюции, предоставлявшей Израилю независимость.

После провозглашения  независимого государства Израиль соседние арабские страны двинули против него свои армии. Вряд ли Израиль смог бы устоять  в этой войне (не имея регулярной армии), но ему на помощь вновь пришел  Советский Союз. Наши военные специалисты и массированные поставки вооружений по воздушному мосту и морем помогли новообразованному государству сохранить независимость.

Но в 1949 г. в СССР было сфабриковано «дело врачей» (кремлевских медиков, которых обвинили в попытке отравить высшее руководство страны), причем бериевские следователи  публично заявили, что медики были агентами Израиля. В ответ на эту вопиющую глупость Израиль разорвал дипломатические отношения с СССР, а когда они были восстановлены, то у еврейского государства уже были новые друзья и покровители. В свою очередь СССР стал ориентироваться на арабские страны, веря в заявления новых арабских лидеров, что они  будут строить социализм (что не мешало этим лидерам расстреливать коммунистов).

При этом арабские режимы не признавали право Израиля на существование, а некоторые из них и до сих пор ставят это право под сомнение.

Далее я сошлюсь на материал, который был изложен в первом издании моего учебника «Этнополитология» (ныне готовится расширенная версия):

«Рациональные политические механизмы урегулирования нередко оказываются неэффективны именно потому, что в основе конфликта лежит некое иррациональное начало, кроющееся в культурных стереотипах, неудовлетворенных исторических обидах, мифологизированных представлениях и т.п.

К такому типу конфликтов можно отнести крупнейших этнополитический конфликт современности - арабо-израильский конфликт. Уже полстолетия стороны этого конфликта ищут пути выхода из него, причем международное давление на конфликтующие стороны с требованием  добиться согласия постоянно усиливается. Однако, все попытки урегулировать конфликт мирным путем неизменно проваливаются. Впрочем, непродуктивным оказался и силовой метод решения конфликта.

Недавно во Франции в издательстве Plon вышла книга двух французских интеллектуалов Хамида Баррады и Ги Сибтона «L'Arabe & le Juif. Dialogue de guerre» («Араб и еврей. Военный диалог»). Первый из авторов является арабом и выходцем из Марокко, а второй евреем и уроженцем Туниса.  Книга, построенная в форме диалога двух бывших приятелей (они прервали отношения после начала второй интифады в 2001 г.), многое объясняет в глубинных корнях ближневосточного конфликта. 

Ги Сибтон в своем интервью журналисту российской газеты «Иностранец», опираясь на собственное знание арабского мира и арабской улицы, пытается дать объяснение тому, почему не удается прийти к согласию арабам и евреям. Причем он убедительно показывает, что речь идет не о палестинцах и Израиле, а именно о конфликте между  евреями и арабами, ибо из всех арабских стран (даже с такими либеральными режимами, как в Марокко и Тунисе) еврейское население, которое было глубоко интегрировано в местные сообщества, полностью выдавлено, антиеврейские настроения сильны во всем  арабском мире и доминирующей идеей  стала идея отказа Израилю в праве на существование. Прежде эту идею поддерживали официально многие арабские страны и их правительства, а сегодня она присутствует латентно в общественно-политических настроениях, доминирующих в арабском мире. Не случайно, что когда Израиль и Палестина, казалось бы, пришли к взаимному согласию по всем вопросам, началась вторая интифада, опрокинувшая всякие надежды на  урегулирование конфликта. Позиция же мирового сообщества в отношении ближневосточного конфликта не всегда продуктивна и не способна сегодня поставить препятствия на пути эскалации палестинского терроризма.

Однако, самое грозное свидетельство того, что корни конфликта иррациональны, можно  увидеть, прежде всего, в том, что два космополитичных французских интеллектуала, выступающих адвокатами обеих сторон конфликта, не могут найти общего языка и прийти к согласию.

Относительно  арабо-израильского конфликта и формам реагирования на него международных политических институтов есть серьезные сомнения. Естественная необходимость и право Израиля защищать свое население от атак террористов в последнее время осуждены и международным судом в Гааге и Генеральной Ассамблеей ООН. Но здесь мы опять имеем навязывание мнения большинства меньшинству. Очевидно, что многие государства при голосовании по данному вопросу исходят не из принципа справедливости и уважения естественных прав государств и народов, а из собственных политических соображений, из чувства солидарности с палестинцами и арабами в целом и т.д.»

Но есть и некая внутриизраильская компонента арабо-еврейского противостояния. Быть арабом в Израиле также тяжело, как русским в Эстонии. Это не значит, что тем и другим живется в указанных странах плохо в экономическом смысле. Это значит, что израильское общество не является достаточно интегрированным, и если бы процесс нациестроительства предполагал полную и глубокую интеграцию израильских арабов в современную израильскую нацию, то это стало бы мощным стимулом  на пути выстраивания конструктивного диалога с палестинцами и с арабским миром в целом.  Но идея Eretz Israel не предполагала  глубокой гражданской интеграции этнических и религиозных общин населения страны.

В минувшем октябре в Германии я в течение месяца внимательно анализировал местную русскоязычную прессу (хотя цель моей поездки была другой). В том числе я читал и «Еврейскую газету», где наткнулся на статью профессора Тель-Авивского университета Шломо Занда «Нация или религиозная общность», в которой он в частности замечает: «И сионисты, и арабские националисты не хотят признавать, что образовался еврейско-израильский народ. Первые говорят, что мы являемся частью интернационального еврейского народа. Арабские же националисты тоже считают, что в Израиле имеет место нашествие интернационального еврейства. Оба лагеря не готовы признать существование единой израильской идентификации». Отсутствие внутреннего согласия приводит к тому, что, например, на  местных выборах в Иерусалиме голосуют одни евреи, а арабы, армяне и другие этнические группы их игнорируют.

В этой связи  и наше отношение к арабо-израилькому конфликту  важно не только  с позиций исторической правды и международного права, оно  должно быть объективным и исходя наших внутриполитических приоритетов. А один из них - это преодоление нашего последнего дефицита, дефицита российскости. Этот дефицит есть следствие того, что гражданская солидарность в стране низка. Не случайно мы делим граждан одного государства на некие расовые группы («кавказцы», «чурки»), членов которых не хотели бы видеть полноценными гражданами страны.  При этом антисемитизм и кавказофобия у нас очень тесно связаны. Русские национал-патриоты (к сведению критиков - лично мои родители, деды и прадеды  по материнской и по отцовской линии были русскими)  полагают, что  в стране существует «еврейский заговор» с целью захвата политической и экономической власти  и  в этом заговоре пособниками евреев являются «кавказцы».

Мне недавно пришлось давать заключение на содержание фильма «Нож в спину России». Фильм этот являет собой яркий образчик этнического национализма: идея насилия здесь  внедряется в сознание зрителей через изображение иудеев и евреев (что для авторов тождественные понятия) как очевидных врагов России, русского народа и православия, и указывается  именно насильственный путь действий:  «Мы сметем их с нашей земли» (цитата по фильму).

Поэтому еще раз подчеркну -  наш объективный и беспристрастный анализ ситуации на Ближнем Востоке важен  потому, что  неоправданные  симпатии,  проявленные в сторону одного из участников конфликта, будут давать «оружие» в руки наших доморощенных национал-радикалов, которые своими действиями  подрывают единство российской нации, метят в  него «касамами межэтнической вражды».

 

Юрий Шабаев,

профессор, зав. сектором этнографии Института ЯЛИ Коми НЦ УрО РАН

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (163)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20