Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Богом поцелованные. «Дикое поле» Михаила Калатозишвили

 

В середине прошлого века самый фестивально-титулованный, обласканный властью и зрителями кинорежиссер Михаил Калатозов убирает из своей фамилии грузинское окончание. Как так, ведь не Рабинович же, в конце концов?! Все просто. Во-первых, мастер тем самым продекларировал свою близость именно к русской культуре. Во-вторых, в то время в «культурном» отделе ЦК КПСС бытовало мнение, что национальные режиссеры должны снимать исключительно на национальных студиях, а возможности «Мосфильма» были на порядок выше. В конце концов, наплевать, «Пальмовую ветвь» и Госпремии дают совсем за другие достоинства.

Проходит полвека, и внук знаменитого дедушки гордо именуется потомком славного рода

 Калатозишвили, хотя грузинского в нем еще меньше. А что делать, если у них еще и имена совпадают, будут путать с автором гениальных «Летят журавли»? Вроде, все нормально, пришло время толерантности и национальной терпимости. Если бы не Саакашвили, не октябрьские события 2006 года с паспортной проверкой этнических грузин на лояльность, и не августовские 2008-го в Южной Осетии. Согласитесь, после них фамилия на «-швили» в заглавных титрах российской киноленты приобретает второй смысл. Какой, думаю, объяснять излишне. И это еще одно почти мистическое совпадение, связанное с главным призером главной кинопремии России «Золотой орел».

Я стараюсь не читать и не слушать никаких профессиональных отзывов, пока сам не посмотрел и не переварил фильм. С «Диким полем» случилось исключение, зацепил кусочек обсуждения в «Закрытом показе» у Александра Гордона. И очень удивился от слов «притча» и «библейский сюжет». Конечно, часть правды в этом есть, но не настолько однозначно и категорично. Я увидел в фильме нечто другое...

Это почти уникальный случай в мировом кинематографе, когда воля сценаристов довлеет над остальными создателями ленты, заставляет держаться в строго очерченных рамках стиля и замысла, в 99 случаях из 100 всё в точности наоборот. Представляю, какой был соблазн сотворить из написанного настоящий «этновестерн». В забытый Богом и властью степи южнорусский шериф в погонах участкового наводит порядок при помощи штатного ПМ и странного, задумчивого доктора. Потом он гибнет от рикошета «калаша», и доктор Митя забирает из ослабевших рук орудие возмездия. Правда, пришлось бы переписывать концовку, главный герой вестерна на экране не умирает, но долго ли умеючи. Зато касса, да и фестивали вряд ли обойдут вниманием такой модный во все времена сюжет. Нам повезло, обошлось. Как повезло и безвременно ушедшим сценаристам, от такой трактовочки они бы в гробу от бессилия перевернулись.

Петр Луцик и Алексей Саморядов давно стали не только знаком качества, но и легендой, опять полумистической, отечественного кинематографа. Два попугайчика-неразлучника (без всяких грязных намеков на ориентацию) оказались в нужное время в нужной стране. Дело в том, что на волне перестройке не только сплошная чернуха снималась. Появилась возможность для арт-хауса, авторского кино, ранее приравненного к диссидентству. Правда, большинство подобных лент сводилось к классической фразе художника, который сам не очень понимает, о чем написал роман или картину. Достаточно закатить глаза к небу и мечтательно произнести: «А вы видели когда-нибудь, как течет река?». Выдал подобное, и всё, ты гений. У Петра и Алексея каждый сценарий имеет смысл и логику. Пусть и не каждому понятную, но на всех не угодишь...

Они всегда были недовольны экранным воплощением своих замыслов. После гибели Саморядова Луцик сел в главный шезлонг на съемочной площадке и выдал хрестоматийную сегодня «Окраину». Сам же был ее недоволен, но «Дикое поле» оставил под себя. Говорят, планировал снимать его в египетской пустыне, чтобы максимально оторваться от привязок ко времени и месту действия. Не пришлось, не успел. А потом и время изменилось, как казалось, к лучшему. Ну, какой может быть нищий медпункт в стране, которая так и ломится от нефтедолларов? Однако подоспел экономический кризис, и описанный пятнадцать лет назад апокалипсис российского бытия на глазах становится объективной реальностью. Не дай Бог, конечно...

Пейзажи, снятые в картине, узнаваемы - казахские степи. Сразу приходит на ум - господа, вы опоздали, русских там давно не водится. Стоп, а почему именно Казахстан? Что, в российской Хакассии нет таких мест? Или в Калмыкии, или в Адыгее? Абсолютно такие же степи я видел недалеко от Астрахани. И народ там такой же бедовый, пьющий и любящий насмерть. Православные мы, поэтому и в запой впадаем ровно на сорок дней. А потом или смерть, или добрый «Айболит» Митя с огненным тавро в руках вернет с полпути к небесам. И носим его клеймо с гордостью, как орден собственному героизму в борьбе с зеленым змием. Мы такие и жизнь такая...

А неподражаемый главврач района Федор Абрамович. Никогда не любил Юрия Степанова как актера. Везде играет самого себя, да и человек, отзываются о нем друзья-киношники, так себе. Мнит себя голливудской звездой, осветители и механики этого очень не любят. Но здесь он просто чеховский доктор Астров, только без алкоголя. Что особенно хорошо смотрится в дуэте главным героем, вылитым булгаковским доктором Поляковым, только без морфия. Такой вот подвижник, земский врач-разночинец, обреченно принимающий реальность - «лекарств нет, и не будет, да и зарплата, судя по всему, последняя». Но за этим следует монолог к Богу - почему ты оставил Россию, забыл, или тебя нет вовсе? Модный арт-хаус? Нет, вечный вопрос без ответа. Который не получить, сколько ни стой в первом ряду у алтаря Храма Христа Спасителя со свечкой, а потом ни веди заседание правительства...

А народ какой в той степи живет! У меня ощущение, что еще раз перечитываю любимого Андрея Платонова. Помните начало его «Сокровенного человека» - Фома Пухов был лишен душевной тонкости, он на гробе любимой жены вареную колбасу складным ножом резал, оголодав вследствие похоронных хлопот (за точность цитаты не ручаюсь). Если в современном российском кинематографе кто-то из экранных персонажей говорит о великой миссии своего народа или просто о любви к России - как бабке ни ходи, это или блаженный участковый из «Участка» или ФСБэшник на карьерном взлете. А здесь эти слова льются изо рта полубомжа, перемазанного кровью и блевотиной. Он спрашивает таких же степных маргиналов - будет жива Россия, пока мы живы? Те хором отвечают - да, и им веришь. По крайней мере, на это надеешься.

Доктор Митя вообще отдельная песня. Да, персонаж во многом библейский, он в одном лице и Моисей, ведущий свой народ по пустыне, и Сизиф, катящий в гору свой бесполезный камень. Первый раз мне не хочется знать его предысторию - за что интеллигентного, явно столичного человека сослали в тьму-таракань на самый край земли. Отсидел по халатности на «химии», бежал от долгов и бандитских разборок, распределили после ординатуры, погнался за «длинным рублем», но по приезде на точку обломался? Лично меня удовлетворит любой из предложенных вариантов. Но сразу вспоминаю добрый советский фильм «Дети Дон-Кихота», где старый врач-акушер наставляет выросшего приемного сына - когда твои дети спросят, почему, папа, вместо того, чтобы работать в Заполярье, ты всю жизнь просидел в скучных Озерках, просто ответь им - так было НАДО, и они будут тобой гордиться.

Можно сказать более пафосно - доктор Митя несет свой крест, но суть от этого не изменится. Такие долго не живут, их Бог к себе прибирает. Недаром половину картины где-то на границе кадра присутствует неясная тень. И пусть на деле это совсем не ангел, а очередной несчастный бомжара. Здесь дело в другом. Люди, подобные степному врачу Мите, специалисты самого широкого профиля, который бывает в этой благородной профессии, всё успевают для всех, только не для себя. Поэтому он и не дождался своей столичной невесты, поспевшей к самым последним минутам. Зато что стоят кадры его стояния у бесполезного почтового ящика по центру бесконечного дикого поля нашей жизни. Вы когда-нибудь видели более трогательную и бережную историю любви мужчины к женщине? Если да, сообщите, я тоже хочу посмотреть...

Согласен, в фильме есть длинноты и не совсем понятные мне повторы слов и действия. Так и картина не экшн, относится к разряду «атмосферных». Но за кажущимся удушьем вселенской тоски чувствуешь глоток свежего позитива. Не безысходная эта тоска, с НАДЕЖДОЙ. Помните из детства: «Когда такие люди в стране советской есть»? Вот именно, оттуда...

Пару дней назад на нашей Гостевой кто-то спросил - почему дали золотую птицу картине, на просмотре которой он заснул уже через двадцать минут после начала? Что ж, я ответил. Вот только поняли ли?..

 

Леонид Черток    


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (228)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20