Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Ужасы нашего городка. «Юрьев день» Кирилла Серебренникова

 

Что можно было ожидать от известного театрального провокатора Серебренникова, каждую премьеру которого критики рвут, как Тузик грелку? Уже в своем кинематографическом дебюте «Изображая жертву» он задал зрителю задачу - это был постмодернистский скверный анекдот, или реальное предчувствие грядущего Апокалипсиса, «куда эта страна катится»? Эксперимент удался, шума много, премии получены, а от добра добра не ищут. Продолжим, решил мастер. Если «Юрьев день» рассматривать с точки зрения современной фантазийной метафоры с претензией на евангелистскую притчу, все в порядке. Однако в ней полно других элементов - интеллектуального детектива, культурологической драмы, постсоветской «чернухи» в конце концов. Здесь-то и начинается главная путаница.

Итак, оперная дива с сыном-оболтусом периода полового созревания едет прощаться с городком своего детства. Подозреваю, что штатный сценарист сокуровских психоделических хитов Юрий Арабов писал сценарий этого фильма в самом начале 90-х, а потом уже режиссер своей волей вставил миниатюрные мобильники, как привязку к сегодняшнему дню. Иначе я не понимаю, откуда весь этот трагизм прощания. Да, я его видел в жизни, когда мои друзья перед эмиграцией плакали на ступенях родной школы, сам к такому готовился. Но теперь-то? Слетать в Вену туда-обратно стало не сложнее, чем в Архангельск, и уж точно не дороже. Откуда столько ненужной патетики в игре прекрасной Ксении Раппопорт, актрисы, не раз доказавшей мастерское владение нюансами личности ее персонажей? Видимо, мы имеем дело с огрехами основной профессии режиссера Серебренникова, так до конца и не уяснившего себе, что в кино совсем не обязательно играть так, чтобы все тонкости были видны с последнего ряда театральной галерки.

Сын певицы, продукт культура «внутри Садового кольца», на этом фоне выглядит более убедительно. Ему не хочется ни на малую родину предков, ни в Европу, нормальный подростковый нигилизм. Что вполне объяснимо, вся жизнь в этом возрасте происходит внутри родной тинэйджерской тусовки, за пределами ее неизвестность, скука и страх. Кстати, их отношения с матерью показались мне очень выигрышными в предложенном кинематографическом решении. Он ей: «Ты все делаешь только для себя», она ему: «Попробуй раствориться в этом воздухе, найти место среди этих людей и хибар». Здесь есть, что копать, настоящее Эльдорадо противоречий и чувств. Однако сын слишком буквально воспринял материнские слова и растворился в чистом озоне русской провинции в прямом смысле, без осадка. Не знаю, как вам, а мне оставшиеся два часа экранного времени его присутствия в кадре очень не хватало.

А вот и он, городок. Совсем не тот, «где без стука ходят в гости» и «навеки провожают всем двором». Ярко-белый снег больно контрастирует с темнотой душ его обитателей, ярко-красные волосы женских персонажей напоминают о багряных всполохах народного гнева (о которых мы и так ни на минуту не забываем), оконные рамы превращаются в могильные кресты. Вокруг злость и ненависть к благополучным пришельцам, пьянь и рвань. Удивительно, как эти обитатели среднерусского гетто ухитряются узнавать столичную знаменитость и между плевками в ее спину просить автограф. Представляете Пугачеву, облитую с ног до головы помоями посреди базарной площади Юрьево-Польского, где и снимался фильм? Лично я, не очень...

Так сложилось, что в скудные и неопределенные 90-е годы объездил с камерой практически всю Россию. Много бывал в монастырях, храмах и музеях. Всегда был чужд излишней патетики, но именно под впечатлением от культуры и героического труда провинциальных музейных работников вспомнилось подзабытое ныне слово - подвижники. Серебрянников же одним росчерком кинематографического пера опустил представителей этой благородной и неблагодарной профессии ниже плинтуса, показав коллектив озлобленных рефлексирующих истеричек. Правда, и остальные жители городка не лучше. Понимаю, почему жители настоящего Юрьева восприняли фильм в штыки. Когда на экраны еще советской страны вышел фильм «Беспредел», где зеки в своей массе выглядят озверелыми недочеловеками, заключенные тверской колонии, в которой проходили съемки, предлагали режиссеру Игорю Гостеву еще раз посетить их зону, чтобы они на деле смогли подтвердить такую репутацию. Вот и я советую Серебренникову впредь ездить по провинции с максимальной осторожностью...

Единственная не приезжая личность в фильме, не вызывающая чувства жалости пополам с брезгливостью - местный опер, манерами и реквизитом списанный с легендарного Глеба Жеглова. Тот был непрост, этот - еще сложнее. Потому что из бывших авторитетов, по наколкам можно понять, что это завязавший вор в законе. Мысль интересная, тем более что опера с их подопечными по ментальности практически близнецы-братья. И все равно, через чур. «Учителя в законе» еще можно было пережить. Но так ссучиться - недалеко и до всероссийского «правилова». Даже фраза героя - мы подались в менты, менты в бандюганы - ситуацию не спасает. И так об этом всем известно.

Можно много сказать о цитатах и заимствованиях из классики разных жанров, которыми «Юрьев день» переполнен. Например, мизансцена в тюремной больничке резанула по глазам аналогичным интерьером из американского «Трюкача», хотя там шел разговор о сумасшедшем доме времен Первой мировой. Но пора переходить к достоинствам.

А главное из них то, что, несмотря на перечисленные сюжетные ляпы, история оперной примадонны  воспринимается, пусть и метафористичной, но правдой. Собирательный образ российской глубинки, пусть и в самых негативных чертах. Что оправданно контрастом с богатым внутренним миром героини, который к концу съеживается до уровня деревенской горницы. Девушку легко вывезти из провинции, гораздо сложнее из нее эту провинцию изгнать. Провинциальная Люба успела и по заграницам наездиться, и по телевизорам засветиться, и на великосветских приемах пообтесаться. А как попала в родное г..., так сразу стала самой собой, простой русской бабой. Даже в сексе. Представляете, какие кульбиты из Камасутры она вытворяла на атласных простынях с гламурным любовником? А на несвежем белье лубяной избы под исколотым самцом-опером лежит бревно бревном. Но когда он кончил, в глазах свет и счастье. Не от собственного оргазма, от того что мужику с ней было хорошо, так ее бабки-прабабки жили.

И все это мать делает ради пропавшего сына, чтобы в поисках его раствориться самой. Помните, как она пьет студеную колодезную воду на морозе? Один глоток, и смерть певице. А ей и не надо, вместо классического пения работа уборщицей в тюремном госпитале, где тоже сыновья лежат. Не чьи-то, общие...

Что может быть проще. Набери дива телефон своего импресарио, который на ее голосе сумасшедшие бабки в Венской опере сделает. Да через час Юрьев будет на ушах стоять под дирижирование столичного ОМОНа. Но есть такое понятие - перемена участи. В транскрипции Кирилла Серебренникова это «Юрьев день», единственный день в году, когда холопы уходили от барина, но назавтра возвращались на конюшню. И еще большой вопрос, где они себя комфортнее чувствовали.

Одного мне не хватило. В любой кинематографической истории должен присутствовать воздух. Ведь не жесткий реализм снимали, типа «Все умрут, а я останусь», не голую правду жизни во всей ее неприглядности, а божественную притчу, рассказанную современным языком заслуженного мастера эпатажа. Вы дуновение ветерка почувствовали?

Что касается меня, таки нет.

 

Леонид Черток


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Сентябрь 2021 (315)
Август 2021 (366)
Июль 2021 (352)
Июнь 2021 (341)
Май 2021 (311)
Апрель 2021 (349)



Деньги


все материалы
«    Сентябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Top.Mail.Ru
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20