Проект закона был внесен лично губернатором Архангельской области Ильей Михальчуком 15 июля, то есть для изучения законопроекта депутатам была выделена всего лишь неделя - вместо положенных двух. Более того, как стало известно ИА «RUSNORD», документы законопроекта были разосланы парламентариям только 20 июля, - фактически депутаты вряд ли смогли ознакомиться с ними должным образом.
Как пояснил ИА "RUSNORD" вице-спикер областного заксобрания Александр Поликарпов, такая спешка обусловлена тем, что Облсобрание должно принять поправки в действующий закон до 1 августа, иначе Архангельская область не получит денег из федерального бюджета на ремонт ветхого жилого фонда. При этом Поликарпов заявил, что «никто отменять льготы не собирается». В то же время он так и не пояснил, будут ли индексироваться в будущем эти льготы при увеличении тарифов на оказание услуг ЖКХ.
В обосновании к внесенному на сессию законопроекту администрация области ссылается на федеральный закон «Об образовании». Любопытно, но по заключению юридического отдела государственно - правового управления аппарата Архангельского областного Собрания депутатов, именно Закон «Об образовании» не даёт право заменять натуральное обеспечение льгот денежным.
Напомним, что в случае выполнения указанного условия и принятия законопроекта, Архангельская область вправе претендовать на получение поддержки, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в размере одного миллиарда двухсот миллионов рублей.
Так же в финансово-экономическом обосновании проекта областного закона указывается, что в областном бюджете на 2009 год объем субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на возмещение расходов определён на уровне 2008 года в размере 182 млн рублей. Количество работников образовательной сферы, которые получают льготы, составило 11,5 тысяч человек. Кроме того из бюджета области будет выделено 5,5 млн рублей на обеспечение перечисления денег льготникам посредством банков и почты. Эффективность проводимых преобразований в данной сфере вызывает большие сомнения. Скорее всего, эти деньги будут распределены неравномерно между бюджетниками, что приведет к нарастанию недовольства населения действиями органов власти.
Также следует задаться вопросом, смогут ли власти вовремя проиндексировать размер льгот при повышении тарифов за оказание жилищно-коммунальных услуг в следующем году? Проект закона об этом умалчивает.
Далее, начальник юридического отдела ГПУ аппарата облсобрания И.П.Скворцов указывает, что данный законопроект противоречит двум федеральным законам - «Об образовании» и «Об организации местного самоуправления РФ». Но, несмотря на это, обсуждение данного законопроекта возможно на сессии Облсобрания с учётом настоящего заключения.
Отметим, что по сложившейся в стране традиции, фракция «Единой Росси» в любом парламенте голосует за законопроект, внесенный губернатором-единороссом, единогласно «за». Соответственно, несмотря на дипломатичный ответ Поликарпова о том, что он «не знает, как проголосуют коллеги, поскольку все в отпусках», завтрашний областной закон уже смело можно считать принятым.
Полагаем, миллиард рублей, выделенных федеральным центром на решение проблемы ветхого жилья - дело благое. Но в данной ситуации заложниками этих благих намерений окажутся те одиннадцать с половиной тысяч человек. Сможет ли область вовремя проиндексировать те льготы, которые положены по закону этой категории граждан? Скорее всего, ответ - нет.