На вопрос о том, какой должны была быть реакция фрахтовой компании, Портенко ответил, что, в первую очередь, это должно быть обращение к соответствующим службам стран, возле берегов которых пропало судно (в данном случае это Англия и Франция). «После того как исчезла связь, со стороны компании должны были последовать запросы: проходило ли судно и т.д. А на следующие сутки уже нужно было начинать поиски, потому что последствия промедления могут быть трагическими, - поясняет представитель Российского профсоюза моряков. - Насколько я понял, компания объясняет свое бездействие тем, что, якобы, сигналов SOS с судна не поступало и, значит, не было причин для беспокойства».
«Компания ведь получила с судна сообщение, что на него напали какие-то вооруженные люди, что были нанесены телесные повреждения, разрушена аппаратура... Первым делом компания должна была дать указания, чтобы моряки обратились к властям Швеции, в чьих территориальных водах в это время находились, для медицинского освидетельствования экипажа, ремонта радиоаппаратуры, выяснения обстоятельств по факту нападения. Однако этого не случилось, судно продолжило движение. Я понимаю, что, может быть, люди тогда уже находились "под прицелом" и выполняли распоряжения захватчиков, продолжая плавание, но компания-то должна была бить тревогу. Тогда судно могли бы остановить в датских проливах, - полагает Портенко. - Но этого не случилось...»
Напомним, связь с сухогрузом Arctic Sea прервалась еще 28 июля. А 8 августа о его исчезновении сообщили информагентства. Заявление президентской пресс-службы и информация о мерах, которые собираются предпринимать военные, поступили после того, как жены пропавших моряков обратились с открытым письмом к правительству России. В письме, опубликованном на сайте "Морской бюллетень - Совфрахт", содержится просьба "начать полномасштабную поисково-спасательную операцию с привлечением всех необходимых российских спецслужб". А также - "сделать официальный запрос на поиски судна странам западной Европы, у берегов которых это судно пропало".
По информации компании-судовладельца (Solchart Arkhangelsk Ltd) сухогруз Arctic Sea с 15-ю моряками и грузом леса на борту следовал из Финляндии в Алжир. В порт назначения он должен был прибыть 4 августа. 28 июля, когда экипаж перестал выходить на связь, судно, по некоторым данным, находилось в Атлантике у берегов Португалии. За несколько дней до этого сухогруз подвергся нападению неизвестных в Балтийском море, у берегов Швеции. Кем были нападавшие, установить не удалось. В водах Северной Европы подобных нападений не было шестьдесят лет.
По сообщению Министерства обороны, сухогруз ищут в Атлантике российские военные корабли с привлечением космических средств обнаружения. "При этом ВМФ намерен тесно взаимодействовать с министерством иностранных дел России, министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, судовладельческой компанией, а также соответствующими международными организациями", - цитирует заявление сотрудника пресс-службы Интерфакс.
Компания-владелец Arctic Sea базируется в Архангельске, там же набирался экипаж судна, плавающего под мальтийским флагом. По словам Сергея Портенко, фрахтовая компания «ограничена соответствующими органами в выдаче информации». «Насколько я знаю, у них работали сотрудники ФСБ, часть информации просто изъята. Как я понял, даны рекомендации о нераспространении такой информации», - пояснил Портенко.
Он также подчеркнул, что по мнению Российского профсоюза моряков, «это была спланированная акция под прикрытием какого-то государства».
О том же самом говорит и главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко: «Военные корабли и тем более подводные лодки не в состоянии эффективно искать судно на огромной акватории Атлантики - а о возможности нахождения судна в водах или портах Европы серьезно говорить нельзя, потому что спрятать судно в порту или бухте в Европе под силу только государству. Кораблям необходима информация, а ее на данном этапе могут предоставить только спутники и самолеты. Конечно, не исключен вариант, что мы многого или ничего не знаем, и судно объявится само по себе волею похитителей. Точно так же не исключен вариант, что судно уже уничтожили. Но привлечение к поиску спутников дает надежду - единственную реальную надежду на достижение результатов, до того были только слова. Мне до сих пор ничего не известно о поисках судна европейскими странами - настоящих поисков, а не полицейского расследования. Не подняты в воздух патрульные самолеты, не идут в заданные районы для их прочесывания спасательные суда и военные корабли. Пока реальный поиск начала и ведет только Россия.
Родственники членов экипажа внезапно и без объяснений прекратили со мной всякую связь. Я не обижаюсь и понимаю, насколько тяжелы и противоречивы обстоятельства всей этой истории, насколько может быть запутанным клубок интересов и сил, который их окружает. Желаю им терпения и веры».