Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Зачем нужна реформа ЖКХ

 

Все плохо

Непосредственная причина реформы проста и общеизвестна - система ЖКХ в нашей стране находится в ужасающем состоянии. По данным Минрегионразвития России, физический износ котельных достиг 55 %, электрических сетей - 58 %, канализации - 56 %. Кое-где износ инфраструктуры составляет уже 70-80 % и продолжает увеличиваться, около 30 % основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки. Ветхое и аварийное жилье и изношенная коммунальная инфраструктура представляют нешуточную опасность для жизни людей.

Изношенность фондов становится причиной техногенных катастроф, да и просто делает проживание в квартире неудобным и неприятным. Во многих городах старые сталинские здания обветшали настолько, что регулярно происходят обрушения балконов. В середине 2000-х в нескольких городах местные ЖЭКи оценили ненадежность сталинских балконов и намертво заделали балконные двери в домах. Да и в более новых строениях, например, в хрущевских пятиэтажках и девятиэтажках начала 70-х жители не понаслышке знают о том, что такое мутная ржавая вода, годами идущая из крана. Так работает система ЖКХ сейчас.

Всем знакомы и загаженные подъезды, где годами не слышался запах хлорки, и сантехник дядя Вася, который без поллитры не находит экономических стимулов к труду. Согласно многочисленным опросам, большая часть населения находит неудовлетворительным качество оказания услуг районными ДЕЗами.

Итак, глобальная цель реформы - достижение высокого уровня предоставления услуг в коммунальной сфере. Основные задачи реформы - модернизация жилищно-коммунального хозяйства страны и перевод системы ЖКХ на рыночные рельсы.

Зачем проводят капремонты?

Бытует мнение, что причина реформы в том, что государству не хватает денег на эту самую модернизацию. И эти траты хотят якобы переложить на плечи жителей. Это не совсем так. Цель государства состоит в том, чтобы создать работающую систему, которая сама справлялась бы с решением возникающих проблем «по мере их поступления». В условиях рыночной экономики эта система может быть только рыночной, основанной на конкуренции бизнес-структур, предоставляющих услуги, ответственности людей за состояние своего жилья.

Но модернизацию проводит все же государство. В 2007 году стараниями депутата и радетельницы за народные интересы Галины Хованской Верховный суд отдельно разъяснил, что капитальный ремонт дома должен производить бывший наймодатель, то есть государство. Созданная в том же году госкорпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» выделяет регионам на условиях софинансирования миллиарды рублей для проведения капремонта жилого фонда и переселения граждан из аварийных зданий.

Отдельный разговор - то, что на практике и эти капремонты, которые идут уже не первый год, далеки от совершенства. Конечно, никто не спрашивает людей о том, какие они хотели бы иметь окна или плитку в подъезде. Естественно, все материалы закупаются исходя из их цены, и выбор делается в пользу наиболее дешевых. Постоянно возникают ситуации, при которых рабочие отказываются выполнять какие-то работы, что-то предлагается сделать за отдельную цену и так далее. Найти правду не так-то просто. Даже человек, хорошо информированный о своих правах, должен пройти не через один чиновничий кабинет, чтобы добиться исполнения государством своих обязанностей в полном объеме. Впрочем, для большинства жильцов характерна позиция «Спасибо и на этом». Прелести отечественной бюрократии нашим людям хорошо известны.

Таким образом, цель реформы - не в том, чтобы переложить модернизацию фондов на народные плечи. Все эти капремонты можно было бы произвести и без всяких реформ, государство все равно вынуждено выделять на это средства. Проблема в том, что муниципальные службы оказываются не в состоянии решать стоящие перед ними задачи. Грубо говоря, цель - чтобы в будущем было иначе.

Как стать «эффективным собственником»

Реформа предполагает два пути улучшения обслуживания домов. Первый - самый простой. Обслуживанием дома может заниматься управляющая компания, с которой заключен договор. Выбрать УК должны были сами жильцы на общих собраниях, однако во многих домах таких собраний не проводилось и в таких случаях за людей выбор сделало государство.

В перспективе на рынке коммунальных услуг должна начаться деятельная конкуренция управляющих компаний между собой. Жители смогут выбирать УК, и борьба за клиентов заставит компании работать максимально эффективно. Пока все не так радужно: рынок еще недостаточно развит, люди в большинстве не осознают возможность выбора, да и сам выбор ограничен. По мере развития рынка неэффективные компании вынуждены будут уйти, а оставшимся придется побороться за доверие потребителей. Это и есть тот рыночный механизм, о котором говорят власти.

Но даже сейчас, когда ситуация далека от идеала, вряд ли частные компании будут работать хуже, чем муниципальные. В худшем случае мы просто не увидим никаких изменений.

Наконец, одно из заманчивых новшеств, которые ввела реформа, - это возможность создать товарищество собственников жилья. Важнейшие решения в товариществе принимаются на общих собраниях собственников. Непосредственное руководство осуществляет избираемое правление ТСЖ, избирается и орган контроля - ревизионная комиссия, которая должна проверять деятельность правления.

Иногда ТСЖ заключают договор с управляющей компанией. В таких случаях правление обычно занимается отстаиванием интересов жильцов перед УК. Но чаще всего товарищество само заключает необходимые соглашения о вывозе мусора, энергоснабжении, обслуживании лифтов и других выполняемых работах.

Тут не без подводных камней. Вся эффективность работы товарищества зависит от способностей и стремлений членов правления и в особенности председателя. Несмотря на то, что на государственном и региональном уровне идею создания ТСЖ всячески продвигают, муниципальные чиновники обычно оказываются не очень приветливы.

ТСЖ - это юридическое лицо, которое должно подавать декларации в налоговую инспекцию. Что такое наши налоговые, известно любому бизнесмену. Более того, членами товарищества могут быть только собственники жилья, те же, кто нанимает свою жилплощадь у государства, платят непосредственно муниципальным властям, а те в свою очередь должны перечислять какие-то средства товариществу. В реальности эти деньги перечисляются властями крайне неохотно и с большими задержками.

Один из плюсов для тех, кто живет в домах с арендуемыми помещениями (в основном это магазины), - возможность получать доход от аренды. Но и тут это право нужно отстаивать, иногда месяцами. Всем этим занимается председатель товарищества. Уже из перечисленного ясно, какая компетентность и энергия требуются от руководства товарищества. Не в каждом доме найдутся такие люди.

Для тех, кому неинтересно состояние собственного дома, по сути, дела ничего не изменится. Если же у вас или у ваших соседей есть необходимый потенциал, можно создать ТСЖ. Все затраты можно просчитать заранее, в управляющей компании можно получить сведения о том, сколько ваш дом перечисляет средств на обслуживание. Как правило, все эти услуги можно получить гораздо дешевле. Так что какой-никакой выбор теперь есть. Каждый может взять судьбу дома в свои руки. Пока это главный итог реформы.

Николай Летаев, homeweek.ru

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (242)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20