Все плохо
Непосредственная причина реформы проста и общеизвестна - система ЖКХ в нашей стране находится в ужасающем состоянии. По данным Минрегионразвития России, физический износ котельных достиг 55 %, электрических сетей - 58 %, канализации - 56 %. Кое-где износ инфраструктуры составляет уже 70-80 % и продолжает увеличиваться, около 30 % основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки. Ветхое и аварийное жилье и изношенная коммунальная инфраструктура представляют нешуточную опасность для жизни людей.
Изношенность фондов становится причиной техногенных катастроф, да и просто делает проживание в квартире неудобным и неприятным. Во многих городах старые сталинские здания обветшали настолько, что регулярно происходят обрушения балконов. В середине 2000-х в нескольких городах местные ЖЭКи оценили ненадежность сталинских балконов и намертво заделали балконные двери в домах. Да и в более новых строениях, например, в хрущевских пятиэтажках и девятиэтажках начала 70-х жители не понаслышке знают о том, что такое мутная ржавая вода, годами идущая из крана. Так работает система ЖКХ сейчас.
Всем знакомы и загаженные подъезды, где годами не слышался запах хлорки, и сантехник дядя Вася, который без поллитры не находит экономических стимулов к труду. Согласно многочисленным опросам, большая часть населения находит неудовлетворительным качество оказания услуг районными ДЕЗами.
Итак, глобальная цель реформы - достижение высокого уровня предоставления услуг в коммунальной сфере. Основные задачи реформы - модернизация жилищно-коммунального хозяйства страны и перевод системы ЖКХ на рыночные рельсы.
Зачем проводят капремонты?
Бытует мнение, что причина реформы в том, что государству не хватает денег на эту самую модернизацию. И эти траты хотят якобы переложить на плечи жителей. Это не совсем так. Цель государства состоит в том, чтобы создать работающую систему, которая сама справлялась бы с решением возникающих проблем «по мере их поступления». В условиях рыночной экономики эта система может быть только рыночной, основанной на конкуренции бизнес-структур, предоставляющих услуги, ответственности людей за состояние своего жилья.
Но модернизацию проводит все же государство. В 2007 году стараниями депутата и радетельницы за народные интересы Галины Хованской Верховный суд отдельно разъяснил, что капитальный ремонт дома должен производить бывший наймодатель, то есть государство. Созданная в том же году госкорпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» выделяет регионам на условиях софинансирования миллиарды рублей для проведения капремонта жилого фонда и переселения граждан из аварийных зданий.
Отдельный разговор - то, что на практике и эти капремонты, которые идут уже не первый год, далеки от совершенства. Конечно, никто не спрашивает людей о том, какие они хотели бы иметь окна или плитку в подъезде. Естественно, все материалы закупаются исходя из их цены, и выбор делается в пользу наиболее дешевых. Постоянно возникают ситуации, при которых рабочие отказываются выполнять какие-то работы, что-то предлагается сделать за отдельную цену и так далее. Найти правду не так-то просто. Даже человек, хорошо информированный о своих правах, должен пройти не через один чиновничий кабинет, чтобы добиться исполнения государством своих обязанностей в полном объеме. Впрочем, для большинства жильцов характерна позиция «Спасибо и на этом». Прелести отечественной бюрократии нашим людям хорошо известны.
Таким образом, цель реформы - не в том, чтобы переложить модернизацию фондов на народные плечи. Все эти капремонты можно было бы произвести и без всяких реформ, государство все равно вынуждено выделять на это средства. Проблема в том, что муниципальные службы оказываются не в состоянии решать стоящие перед ними задачи. Грубо говоря, цель - чтобы в будущем было иначе.
Как стать «эффективным собственником»
Реформа предполагает два пути улучшения обслуживания домов. Первый - самый простой. Обслуживанием дома может заниматься управляющая компания, с которой заключен договор. Выбрать УК должны были сами жильцы на общих собраниях, однако во многих домах таких собраний не проводилось и в таких случаях за людей выбор сделало государство.
В перспективе на рынке коммунальных услуг должна начаться деятельная конкуренция управляющих компаний между собой. Жители смогут выбирать УК, и борьба за клиентов заставит компании работать максимально эффективно. Пока все не так радужно: рынок еще недостаточно развит, люди в большинстве не осознают возможность выбора, да и сам выбор ограничен. По мере развития рынка неэффективные компании вынуждены будут уйти, а оставшимся придется побороться за доверие потребителей. Это и есть тот рыночный механизм, о котором говорят власти.
Но даже сейчас, когда ситуация далека от идеала, вряд ли частные компании будут работать хуже, чем муниципальные. В худшем случае мы просто не увидим никаких изменений.
Наконец, одно из заманчивых новшеств, которые ввела реформа, - это возможность создать товарищество собственников жилья. Важнейшие решения в товариществе принимаются на общих собраниях собственников. Непосредственное руководство осуществляет избираемое правление ТСЖ, избирается и орган контроля - ревизионная комиссия, которая должна проверять деятельность правления.
Иногда ТСЖ заключают договор с управляющей компанией. В таких случаях правление обычно занимается отстаиванием интересов жильцов перед УК. Но чаще всего товарищество само заключает необходимые соглашения о вывозе мусора, энергоснабжении, обслуживании лифтов и других выполняемых работах.
Тут не без подводных камней. Вся эффективность работы товарищества зависит от способностей и стремлений членов правления и в особенности председателя. Несмотря на то, что на государственном и региональном уровне идею создания ТСЖ всячески продвигают, муниципальные чиновники обычно оказываются не очень приветливы.
ТСЖ - это юридическое лицо, которое должно подавать декларации в налоговую инспекцию. Что такое наши налоговые, известно любому бизнесмену. Более того, членами товарищества могут быть только собственники жилья, те же, кто нанимает свою жилплощадь у государства, платят непосредственно муниципальным властям, а те в свою очередь должны перечислять какие-то средства товариществу. В реальности эти деньги перечисляются властями крайне неохотно и с большими задержками.
Один из плюсов для тех, кто живет в домах с арендуемыми помещениями (в основном это магазины), - возможность получать доход от аренды. Но и тут это право нужно отстаивать, иногда месяцами. Всем этим занимается председатель товарищества. Уже из перечисленного ясно, какая компетентность и энергия требуются от руководства товарищества. Не в каждом доме найдутся такие люди.
Для тех, кому неинтересно состояние собственного дома, по сути, дела ничего не изменится. Если же у вас или у ваших соседей есть необходимый потенциал, можно создать ТСЖ. Все затраты можно просчитать заранее, в управляющей компании можно получить сведения о том, сколько ваш дом перечисляет средств на обслуживание. Как правило, все эти услуги можно получить гораздо дешевле. Так что какой-никакой выбор теперь есть. Каждый может взять судьбу дома в свои руки. Пока это главный итог реформы.
Николай Летаев, homeweek.ru