Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Властью одарЁнный. «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя

 

Я всегда радуюсь, когда режиссеры, с кем когда-то доводилось работать, изрядно прибавляют в мастерстве. Тот же Павел Чухрай, его перестроечную убогую «Зину-Зинулю» мукой было что снимать, что смотреть. Но «Вор», а особенно «Водитель для Веры» - качественный прыжок вперед, пусть и длиною в 20 лет.

Или вот, Николай Досталь. Работал с ним на «Я в полном порядке» в 1988-ом, мой последний фильм на студии. Кино про брачного афериста с нравственным прозрением, тоже перестроечная дидактика. Его теперь и по ТВ не крутят, несмотря на хороший актерский ансамбль и вечно злободневную тему. То, что режиссер прогрессирует, стало ясно по его дилогии 90-х - «Облако-рай» и «Коля - перекати-поле». Ироничная, но со слезами на глазах, очень малобюджетная история про вымирающий посреди капиталистического праздника социалистический поселок городского типа. Где живут жалкие, добрые и смешные люди, хорошо узнаваемые в своей нелепости. Да что там рассказывать, смотреть надо.

И я никак не думал, что из уже снятого можно сделать триптих на ту же тему. Причем отказаться от прошлых персонажей, а сам поселок переместись в «трюк-машине» на полвека назад. Все равно, связь времен никуда не делась.

В фильме, на мой взгляд, есть два слабых момента. Первый - на редкость неудобное в написании название (поэтому в дальнейшем сокращу его до просто «Царствие небесное», режиссер простит по знакомству). Прочитаешь и подумаешь - школьное видео-пособие к уроку «Основы православной культуры». Конечно, и детям смотреть не возбраняется, в фильме нет ни секса, ни насилия, ни, даже, русского арго. Но вот поймут ли? Разве что в старших классах, на уроках «Родной истории». Всё-таки это не совсем библейская притча в вольном изложении, хотя отдельные элементы, несомненно, есть, а больше разговор о природе власти, о том, кто ее достоин. Второй недостаток - смазанная и недоработанная концовка. Но обо всем по порядку. Итак...

...Кандалакша, «край зверского холода и лагерей». Холодная зима 1953 года, не за горами такое же холодное, но еще более кровавое лето. Время действия имеет принципиальное значение. Как вы, наверное, помните, совсем уже скоро умрет Сталин и начнется масштабная реабилитация политических. Но перед этим из лагерей выйдут уголовные, и поставят страну на уши и на ножи. Не пойму как, но творцам картины удалось передать некую нарастающую тревожность в общем-то привычной и уверенной атмосфере позднего сталинизма. Или это я хорошо историю знаю?

Так вот, на экране тот самый поселок, что и в «Облаке-рай». Только вместо убогих пятиэтажек стоят их «прародители» - деревянные бараки. И вместо тотальной безработицы - всеобщий трудовой энтузиазм. Дело нашлось даже для местного убогого Пети, таких на Руси издревле называют «юродивыми» или «божьими людьми». Но наш герой не тот, что в опере «Борис Годунов», он у царя копеечку не клянчит, сам на хлебушек зарабатывает. Не деньгами, так пайком или талонами в местную столовку.

Этот «Петя - божий человек», скорее, русский кинематографический брат Форреста Гампа и «Человека дождя». К слову, моя московская утонченная приятельница искренне не понимает природы популярности последних - «ну, что за удовольствие умиляться умственной неполноценностью несчастных людей?» Дело в том, дорогая, что Всевышний, отняв что-то у человека, что-то ему и добавляет. Например, совесть...

К тому же у нашего «Человека снега» не просто аутизм или дебилизм в начальной стадии. У него целый «синдром Корсакова», как поясняет местный врач-универсал еврейской национальности (сто пудов из расконвоированных) - «у пациента все признаки покорной ограниченности». Теперь вспомним те «славные» годы. Получается, этим синдромом страдали, без малого, 300 миллионов пациентов клиники с названием СССР, за исключением сотни-другой кремлевских небожителей. Ну, а сегодня разве что-то изменилось? Если судить по результатам последних выборов, так нет.

Но не надо от фильма ждать безжалостного приговора тому времени. Снимает не Алексей Балабанов, чей гнойный «Груз-200» я даже за деньги пересматривать не буду. Снимает Николай Досталь. Насколько помню, ему за 60, значит, должен помнить то время и тех людей. Правда, он москвич, да еще потомственный мосфильмовец. Но хорошо известно, люди из северной глубинки морально лучше и душевно чище тех, кто окружал Колю в детстве.

Вот он о них и снимает, и делает это с любовью. В его фильме нет ни одного однозначно отрицательного персонажа. Хотя, казалось бы, время и место действия к этому располагают. Даже начальник лагеря в исполнении Романа Мадянова (единственная раскрученная фамилия в актерском списке) и тот далеко не людоед. Да, загубленные души на совести имеются, не одна и не две, собственная жена рассказывает, что он сгноил ее второго мужа. Причем говорит об этом, как о чем-то само собой разумеющемся. Страшно? Это сегодня, а тогда привыкли и не чирикали по пустякам. Лично я понял мадяновскую трактовку образа так - «мой персонаж просто верит в социалистическую законность, если партия приказала пытать, я пытаю, но делаю это без всякого удовольствия. Ничего личного, просто служба...».

Если таким предстает главный отрицательный персонаж, то какие же остальные? Какие-какие, нормальные люди, не ангелы, но и не черти. Заботливые и озабоченные, оптимисты и не очень, честные трудяги и филоны. Один начальник градообразующего лесопункта чего стоит, настоящий «красный директор» в лучшем понимании этого определения.

Но есть среди них тот, кто лучше всех. Это Петя с «синдромом Корсакова». Такому что ни поручи, все выполнит и не спросит «зачем это надо». Лишь бы убивать, воровать и стучать не предлагали.

А еще «переросток, отстающий от своих сверстников в умственном развитии» (это в нашем современном понимании) придумал себе общественную нагрузку. Он - главный гаишник поселка! Носит форменную фуражку и пустую кобуру, машет знакомой нам всем с детства полосатой палочкой. Останавливает редкие в тех временах и местах машины на предмет проверки документов и перевозки запрещенного груза. И все ему подчиняются, подыгрывают, а не бьют и посылают. А он с них за это денег не берет, только вежливо и строго просит «устранить недостатки». Человек на своем месте!.

Вот где я углядел главную «фигу» в кармане режиссера Досталя, сунутую под самый нос нашей сегодняшней            реальности. Этот бы фильм, да показывать в ГИБДД перед каждым разводом по постам, а Петин портрет увековечить на досках почета, как образец честного исполнения долга. Как же, дождешься от наших...

Конечно, это не является самоцелью фильма. Петя в нем ценен вообще, а не как пример бескорыстного милиционера на дороге. Ведь даже красавица-жена главного вертухая отдает свое сердце именно ему. Как, по сути, и все жители поселка. Православная тема? Не совсем. 53-ий год, самый конец культа личности. Вот-вот, и повеет «ветер перемен», многие его уже ощущают. Что эти милые люди творили в годы коллективизации, индустриализации, «великого террора», борьбы с космополитизмом - остается за кадром. Наверное, за душой у каждого из них есть то, чем не стоит гордиться. А тут им живой укор, чистая душа, которую кто-то ученый записал в неполноценные. Вот они и гордятся таким, даже завидуют Петиной чистоте и бескорыстию, берегут...

Не уберегли. Кто-то из зэков не дождался грядущей амнистии и рванул на волю. Мог ли Петя, властью одарЁнный, остаться в стороне? Да не в жисть, не зря ему в милиции наган без патронов обещали выдать. Не для грозности и даже не для форсу, просто таков ПОРЯДОК. Да и сам он никогда стрелять не стал. Скорее, шел по следу беглеца, чтобы остановить, поговорить, выяснить. Что? Если уголовник, то это по любому верная смерть. А если политический, то после такого разговора советская власть могла бы получить себе нового и бескомпромиссного противника. Люди в поселке доверяли Пете во всем...

Но его просто убили. Это второй момент в фильме, повергший меня в сомнения. Такое впечатление, что к концу съемочного процесса или творцы вдрызг переругались с директором картины, или у продюсеров деньги кончились. Финал получился скомкан и небрежен. Жаль, остальное достойно, если не оваций, то громких аплодисментов.

Повторюсь, мое отношение к концовке - лишь сугубо личное мнение рецензента, который сам давно не стоял за камерой. Сами знаете, с домашнего дивана всегда виднее, чем непосредственно из монтажной.

Поэтому идите в видеосалоны, берите диск с «Царствием Небесным» и смотрите. На сухую, ни пиво, ни водка под него не пойдут, разве что рюмка на конечных титрах за мастерство всей съемочной группы без исключения. Но особенно реквизиторов, лично я не углядел ни одного прокола с вещественными доказательствами принадлежности именно к тому времени. Сами, небось, знаете, как трудно и дорого дается такая скрупулезность в деталях.

А вот в кинозалы не приглашаю, бесполезно. Удивительно, но факт, главный и безусловный призер последнего отечественного международного кинофестиваля почти не попал на большой экран. И это не происки «кого-то сверху», прокатчики мало копий заказали. Их вердикт -  «нерентабельно», а телевизионные боссы его только подтвердили. Но, если и «Царствие Небесное» - «кино не для все», тогда - какое «для всех»?

Господи, ничего себе «поколение продвинутых зрителей» у нас народилось! Что там врачи говорят о симптомах ранней олигофрении...

 

Леонид Черток

  

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (142)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20