Тот самый, который любому школьнику, изучающему историю средних веков, будет напоминать не отечественного царя-реформатора, а испанского мореплавателя Колумба, принёсшего Старому Свету такого могучего и грозного конкурента, как Новый Свет. Впрочем, так оно и было, ваятель Зураб готовил исполина совсем для другого заказчика, который в последний момент испугался столь крупных форм и размеров оплаты соответственно, хотя сегодня мастер уверяет, что это должен был быть его подарок бедному американскому народу. Выручил художника друг-мэр, для этого друзья и нужны. С одним важным уточнением, выручал он не на свои кровные, а на деньги москвичей. Москвичи посмотрели и перекрестились. Но почти никто не вякнул, Лужок тогда был в силе...
Времена изменились, теперь Москомархитектура, по неофициальным данным, подыскивает для Петра I новое место, сообщают многочисленные СМИ. По словам Ресина, точку в приговоре монументу должны поставить сами горожане - на общественных слушаниях.
Министр культуры РФ Александр Авдеев также считает, что вопрос о том, переносить ли памятник Петру Первому в Москве, необходимо решать, полагаясь на мнение жителей Москвы. «Здесь надо полагаться, как мы с вами давно делаем, на мнение общественности, мнение москвичей. Свои вкусовые ощущения я здесь высказывать не буду», - сказал Авдеев журналистам в Москве в понедельник. О том, являются ли слушания достаточно адекватным выразителем общественного настроения, и не стоит ли по этому вопросу объявить городской референдум, министр промолчал.
Депутаты Мосгордумы, между тем, уже подсчитывают, во сколько может обойтись казне демонтаж памятника. По прикидкам специалистов, перенос монстра обойдется городу как строительство новой школы или двух детских садиков - примерно в 600-700 млн. рублей, но может достигнуть и миллиарда. Всё дело в том, куда переносить...
Но об этом чуть позже, пока о самом памятнике. Само его появление было встречено в Москве далеко неоднозначно. И не только потому, что градоначальник тратит огромные суммы из городского бюджета на личных друзей и собственные вкусовые пристрастия.
Так называемая Болотная стрелка, а, точнее, полуостров, на котором стоит знаменитый Дом на набережной - место моих детских игр. Там когда-то была хоккейная коробка и баскетбольная площадка, там, вдали от взрослых глаз, проходили самые серьёзные пацанские разборки, там, в старших классах, мы пускали по кругу бутылку с «Агдамом». И вдруг на этом почти святом месте появляется огромный дядька с безумным взглядом и в ботфортах.
Между прочим, дядька этот москвичам чужой. Именно при нём город утратил статус и лоск столичности, на века превратившись в купеческое захолустье. Известно, что Петр I ненавидел и презирал Москву, слишком много плохих личных воспоминаний у него с ней связано. Так зачем было именно здесь увековечивать? С другой стороны, сей монумент успел прижиться и даже постепенно вписаться в окружающий ландшафт. Сначала безумные деньги потратили на его приобретение и установку, помню, с ним много лет было всё не слава богу, теперь предстоит миллиардная трата на перенос. Действительно, многие здания, воздвигнутые при Лужкове, портят столичный облик гораздо больше, однако их никто сносить не собирается.
Но если не сейчас, то когда? Именно в эти дни лучшее время для принятия спорных решений по зачистке Москвы от лужковского наследия. Помню, как радовались, когда убирали памятник Дзержинскому с Лубянской площади, мол, теперь точно конец проклятому чекистскому режиму. И что в итоге? В самом центре Москвы образовался голый пуп, назойливо мозолящий глаз что туристу, что горожанину, а в Кремле одиннадцатый год успешно заседает продолжатель дел Железного Феликса. Но, опять же, в 91-ом само время и политическая ситуация требовали разрушения и обновления. А сейчас на фиг надо?
Тем временем зодчий по имени Зураб крупно обиделся, как это умеют делать истинные кавказцы. В ответ на действия новых московских властей, Церетели может навсегда покинуть Россию «из-за возможных преследований». Как передала грузинская телекомпания «Имеди», в настоящее время скульптор от греха подальше отвалил во Францию. Таким образом, Церетели наконец-то сыграл на половине поля Саакашвили, у грузинского президента появился повод порассуждать насчёт культурного геноцида по национальному признаку со стороны российских властей.
Впрочем, и сам президент Российской академии художеств не на шутку разговорился, назвав "позорной" идею переноса его памятника Петру I, установленного у места слияния Москва-реки и Обводного канала. "Кто не любит своих царей, те не патриоты, все они временщики, которые хотят занять места в мэрии". По словам Церетели, его удивляет, что "те же самые люди во главе с Ресиным, когда Лужков был мэром, поставили вопрос об установке памятника, и общественный градостроительный совет вместе с главным архитектором приняли это место".
Он также напомнил, что эта площадка изначально предполагала установку большой скульптуры, и в свое время, еще до Парижской выставки 1937 года, рассматривался вариант установки там скульптуры Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". "Я для этого места создал великого царя Петра, - сказал Церетели. - Если они не любят царя и хотят что-то другое там поставить, это их собственность, пусть что хотят, то и делают".
Скульптор добавил, что сейчас он устанавливает 126-метровую скульптуру Колумба в Америке. "Там они меня на руках носят, не ругают, а хвалят", - сказал Церетели.
По мне, чем скорее Церетели покинут Москву и Россию, тем оно лучше. Он мне совсем не нравится, как ваятель, но я в скульптуре ещё тот специалист. Сомневаюсь, что его место захотят занять Шемякин или Неизвестный, им и в Америке неплохо живётся. Ну, а других выдающихся скульпторов современности, извините, не знаю. Поэтому выделю лишь один положительный момент во всей этой истории. Не стоит надеяться на то, что кресло Лужкова займёт кто-то с изящным взглядом на искусство, опять же, это дело вкуса каждого.
Но следующему градоначальнику априори придётся жить с оглядкой на фиаско своего предшественника, и он будет более осторожен в продвижении личных друзей и любимчиков. Да и последние десять раз задумаются - «если самого Церетели так опустили, что же со мной, мелкотой, сотворить могут...».
А теперь о том, куда перенесут. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил перенести памятник в Петербург. "Должен сказать, что когда я как петербуржец впервые приехал в Москву и увидел этот памятник, то подумал - вот его москвичи ругают, а если его поставить посреди Финского залива, при въезде в Петербург - смотрелся бы великолепно", - добавил он.
Конечно, спикер Совфеда лукавит. Не будет же он убеждать, что впервые попал в Москву в 1997 году, когда памятник Петру был только-только установлен. Тем более что мы и без этого монумента неплохо жили, других забот полон рот. Но если Питеру так нужен Пётр, то почему нет. Одно условие - никаких трансферов, доставка и установка за счёт Валентины Матвиенко, Москва ненужное Петербургу уже устала принимать.
Видимо, питерская губернаторша эти настроения прочувствовала и отказалась - «город и так перегружен изваяниями и историческими колоссами». Или из двух известных кремлёвских кабинетов позвонили и предупредили, чтобы их малую родину не уродовала, недолго и за Лужковым направиться...
А тут и председатель городского совета Петрозаводска Олег Фокин подсуетился, обратившись к властям Москвы с предложением перенести в столицу Карелии памятник Петру I. По его мнению, перенос царя в город, названный в его честь, будет "исторически справедливым". "Наш город, основанный в 1703 году и названный в честь первого российского императора, является одним из культурных центров Северо-Запада России", - отмечается в обращении. Об условиях демонтажа, доставки и установки пока не слова, хотя и подразумевается, что за счёт Москвы. Как ещё, он же им мешает...
А чем Архангельск хуже Петрозаводска? По совести говоря, наш город имеет к Петру Великому ещё большое отношение, столица здесь не была построена, почитай, лишь из-за задержки эпохи глобального потепления. Вот мэр Архангельска Виктор Павленко и отписал письмо и.о. Ресину, в котором выразил готовность принять столичный неликвид в рамках договора о сотрудничестве с Центральным административным округом Москвы.
И достойно сие обосновал: «Именно в Архангельске - первом, и тогда единственном порте России - Петр I впервые увидел море и морские суда. Здесь, в Соломбале в 1693 году была основана первая государственная кораблестроительная верфь, со стапелей которой сошли первые российские корабли. В столице Поморья Петр Великий впервые поднял на своей эскадре российский триколор. Архангельск - это и первая морская победа России - в июле 1701 года кормщик Иван Рябов, повторив подвиг Ивана Сусанина, посадил шведские суда на мель прямо перед пушками Новодвинской крепости, построенной по приказу Петра I...».
Думаете, ёрничаю, издеваюсь? А вот и ничуть. Архангельск такой специфический, здесь глаз ни на чём не задерживается. Знаю, что говорю, не раз снимал панораму города с крыши «небоскрёба» у мэрии. А тут будет своя достопримечательность, да ещё почти с революционной историей. Одного тюленя на набережной гостям областной столицы для впечатлений маловато будет.
Ну, а если совсем жизнь прижмёт, никогда не поздно Петра сдать во вторцветмет. Причём по частям, в зависимости от хозяйственных нужд, он наверняка разбирается. И будет у города своя заначка!
Леонид Черток