Бывшему кандидату в президенты Андрею Санникову дали 5 лет «усиленной» колонии за организацию массовых беспорядков в день объявления результатов «всенародного» голосования. Других фигурантов по этому делу также приговорили к различным срокам с отбыванием в колонии усиленного режима. Федор Мирзаянов, Илья Василевич, Владимир Яроменок приговорены к трем годам лишения свободы, а Олег Гнедчик - к трем годам и 6 месяцам.
Зачитывая приговор, судья отметила: «Вина установлена и подтверждается исследованными в суде доказательствами». Также она отметила, что с ноября по декабрь 2010 года Андрей Санников по предварительному сговору с группой лиц предпринял действия для организации массовых беспорядков, а также руководил ими. В частности, являясь кандидатом на президентский пост, он через СМИ (Первый национальный телеканал, а также Первый канал белорусского радио), интернет, а также на встречах с избирателями неоднократно призывал людей приходить 19 декабря на Октябрьскую площадь для участия в несанкционированном массовом мероприятии.
Кроме того, в приговоре сказано, что Андрей Санников заранее планировал провокации, которые были после завершения процесса голосования. В начале митинга на Октябрьской площади посредством звукоусиливающей аппаратуры он сообщил заведомо ложные сведения о нелегитимности существующей власти. Санников возглавил толпу, состоящую из нескольких тысяч человек, и отправился с ней на площадь Независимости.
Как сказано в приговоре, шествие нарушило работу общественного транспорта, а также «ряда организаций». В частности: ООО «Белсвязь», пункт обмена валют №37 «Абсолютбанка», ресторан «Макдональдс». Удивительно, как в этот внушительный список «режимных объектов» не попал общественный туалет № 3...
«На площади Независимости Санников с помощью звукоусиливающей аппаратуры призвал собравшихся людей посредством переговоров проникнуть в Дом правительства», - говорится в приговоре. Судья также отметила, что участники несанкционированной акции, направляемые Санниковым, предприняли активные действия по проникновению в это здание.
На оглашении приговора присутствовали представители
дипмиссий США, России и других стран, а также наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ,
приглашенные белорусской стороной, отмечает агентство.
Между тем, защита Санникова назвала приговор необоснованным и намерена его
обжаловать. «Мы считаем приговор незаконным и необоснованным», - заявила
адвокат Санникова Марина Ковалевская. По ее словам, в отношении событий 19
декабря 2010 года в Минске «не установлен факт массовых беспорядков в понимании
ст. 293 Уголовного кодекса Белоруссии». Защитник подчеркнула, что «не
представлено ни одного убедительного доказательства о наличии у Санникова
умысла на организацию массовых беспорядков».
Ковалевская напомнила, что суд не удовлетворил «ряд важных для дела ходатайств защиты». Она добавила, что это свидетельствует об «односторонности судебного заседания» и заявила о нарушениях процессуальных процедур. «Мы намерены обжаловать приговор в процессуальном порядке», - заявила Ковалевская.
Отвечая на вопросы о том, чинились ли в ходе судебного разбирательства препятствия защите, адвокат Санникова Андрей Варвашевич заявил, что судебное заседание проходило «порядочно и тактично». «По этому поводу претензий нет к суду», - констатировал адвокат. В то же время он еще раз обратил внимание на то, что суд «необоснованно отклонил ходатайство, направленное на оправдание Санникова». «Но помех защите не предпринималось», - отметил он.
В свою очередь мать экс-кандидата Алла Санникова заявила журналистам, что «думала, что он будет освобожден». «Очень хорошо работали адвокаты и каждое обвинение опровергли. Никаких доказательств его вины нет. Если бы он был виноват, я бы себя винила, что не так воспитала... Его вина только в том, что он пошел на выборы», - заявила она, назвав суд «непонятным и абсурдным». «Сделали подарок Данику (сын Андрея Санникова и Ирины Халип Даниил), забрали отца: завтра ему исполняется 4 года». Ещё мать белорусского диссидента упомянула о пытках, применявшихся к её сыну в ходе следствия. Не исключаю, что это было живое воплощение слов президента Лукашенко - «за период избирательной кампании наигрались в демократию до блевоты, стоп, хватит!»...
Днями позже жена Санникова, журналистка «Новой газеты»
Ирина Халип получила два года условно за... помощь и верность идеалам мужа.
Правда, формулировка в приговоре несколько иная, но всем и так всё ясно.
Интересно, была бы судебная система РБ так же смела, если на скамье подсудимых
сидела, например, спецкор «РГ» - официального печатного органа российского
правительства? Тут всё зависит от батькиного настроения. Вы представьте себе,
как неуютно жить в стране, где ваш тюремный срок зависит от ежеминутного
расположения духа одного недалёкого и злобного человечка. Впрочем, для нас
подобное тоже не в новинку...
Третьему из семьи Санниковых, четырёхлетнему Даннику повезло, по возрасту он
пока неподсуден. А то какая бы прелесть была - вся семья в сборе в одном доме!
С таким семейным портретом в тюремном интерьере только в Евросоюз и вступать.
Андрея Санников лукашенковская власть пытается представить миру отвязным маргиналом-разрушителем. Я на досуге покопался в интернете и выудил нечто другое.
Оказывается, он окончил переводческий факультет
Минского Государственного института иностранных языков. В Пакистане и Египте
работал в нефтяной кампании и на строительстве алюминиевого завода. Работал в
Обществе Дружбы с зарубежными странами в 1980-1981
годах. В 1989 году закончил дипломатическую академию Министерства иностранных
дел СССР в Москве.
Кроме родного белорусского, Андрей свободно владеет также русским и двумя
иностранными языками (английским и французским).
В 1982-1987 годах работал в Нью-Йорке в секретариате ООН. В 1992-1995 годах возглавлял белорусскую делегацию на переговорах по обычному и ядерному разоружению с правом подписи от имени страны. В 1993-1995 годах Андрей Санников работал советником представительства Республики Беларусь в Швейцарии. В 1995-1996 годах заместитель министра иностранных дел Беларуси. Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Что же получается? Перед нами блестяще образованный дипломат с большим международным опытом работы на свою страну, который теперь будет пять лет находиться в колонии. Так можно пробросаться специалистами, которые и так толпой валят из авторитарной и почти социалистической Белоруссии. Дипломат - должность специфическая, на неё гастарбайтора не поставишь.
Белорусская власть не такая истеричная и бестолковая, как кажется на первый взгляд. Она, эта власть, хорошо обучаема. Она не напрягается, подтасовывая результаты выборов, и не подделывает итоговые протоколы. Зачем, если можно перекрыть оппозиционерам все пути к средствам массовой информации, а потом выставить их перед избирателями полными чмырями. Вы говорите - «интернет свободен для всех»? Так те, кто бывает в Мировой сети, не ходят на выборы. По крайней мере, из числа моих знакомых.
Ну, а дальше всё совсем просто. Нужно открыть двери для всех наблюдателей, чтобы они запротоколировали идеальный порядок на избирательных участках. А потом беспомощно разводить руками - всегда найдутся те, кто недоволен своим проигрышем. К этому прибавить немного клоунады - «разве я могу давить на суд, ходатайствовать кого-то там отпустить, чай, не советское время с телефонным правом?». Понятно, что никто в эту туфту не поверит, зато себе моральное оправдание. Если оно там кому-нибудь нужно...
Трудно поверить, что в центре современной Европы к политическим заключённым применяются пытки - дыба, «испанские сапоги», иголки под ногти, электроды в гениталии... И не надо, не верьте. В Советской армии не было страшнее наказания, чем служба строго по уставу, дисциплинарные батальоны работали по этому принципу. Так и с тюрьмой, Андрей Санников подробно рассказывает о бесконечных побудках, проверках и обысках. Я всё это прошёл на дивизионной гауптвахте. Знали, у кого учиться, сволочи.
Но самое страшное для любого мужика, мужа и отца,
каждую минуту думать о том, что жена с сыном находятся в лапах беспредельной
власти. Санникову, по его словам, прямо заявляли, что если он будет
упорствовать, возьмутся за его семью. Пугали, брали на понт? Как сказать. Вот
слова Лукашенко, сказанные в белорусском парламенте, попробуйте их оценить:
- Страдают по поводу некоего ребенка. Чего вы в следственном изоляторе сидите?
Три вопроса, три ответа - и идите. Правда в том, что этого ребенка никто
реально не смотрел. Один - в Москве, второй - в Вашингтоне, а бабушка с
дедушкой смотрели этого ребенка, что продолжают делать и сейчас.
В конце этого пренебрежительного спича президент
добавил - «в принципе я некровожадный». На фоне остального такое
заявление прозвучало, как неуместная шутка.
Меня удивляет беспардонность этого сельского человечка. Ему не стыдно с трибуны
законодательного собрания собственного государства называть ровесника
собственного сына «неким ребёнком». Здесь не только издёвка в отношении его
родителей, но и полное пренебрежение к жизни отдельных граждан Белоруссии
вообще. А если кто-то так же отзовётся об его младшеньком Коле? Наверное, в
белорусский УК моментально введут статью об оскорблении «кронпринца» - вплоть
до высшей меры. Удивительно мне, как Лукашенко не боится растить врагов своей
семьи. Таких, как мальчик Даня Санников...
А ещё удивительно, что Россия наша способна
приструнить зарвавшегося диктатора только в случае невыплаты газовых долгов. А
как же жизни и судьбы людские, женское одиночество, детские слёзы?
Или и у нас наверху не лучше? Не хочется верить...
Леонид Черток