Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Судебный скандал в Лондоне уничтожил репутацию крупнейшего российского пароходства

Напомним, что в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE) планировалось разместить 25% минус 1 акция ОАО "Совкомфлот" общим объемом около $1 млрд.

Потенциальным инвесторам рисовались радужные перспективы: растущий рынок СПГ (сжиженного природного газа) и открытие Северного морского пути, где «Совкомфлот» должен стать полновластным хозяином. Между тем, сказки о СМП могли подействовать только на тех, кто не знаком с реалиями «русской Арктики». Для осуществления выгодных коммерческих перевозок по трассе Севморпути необходимо наличие мощного ледокольного флота, развитой инфраструктуры портов и широкой сети спасательных центров. И здесь России похвастаться нечем. Построенный в СССР ледокольный флот доживает последние годы (недавний пожар на «Вайгаче» тому подтверждение). Для создания нового нужны громадные деньги (около 150 млрд рублей), современные производственные мощности и самое главное - кадры. И если «ценник на нефть» еще позволяет отыскать в бюджете полторы сотни миллиардов, то растранжиренный в 90-е годы научный потенциал уже не вернуть. Уцелевшие в эпоху безвременья арктические порты напоминают кадры из фильмов-антиутопий. Объем инвестиций в их восстановление даже затруднились подсчитать.  Проект создания спасательных центров в Арктике превратился в популистский лозунг в устах Шойгу. На деле - никаких подвижек.

Не менее туманны прогнозы по арктическим перевозкам СПГ. Конфликты акционеров Штокмана и бурный рост добычи сланцевого газа в США поставили под сомнение реализацию шельфового проекта века. Озвученный правительством и лично Путиным срок запуска Штокмановского месторождения в 2016 году может оказаться «сказкой про белого бычка». Более реальный «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, по прогнозам экспертов, целиком уйдет в газпромовскую «трубу». Танкерные перевозки в погодных условиях Карского моря - слишком рискованны.

И все же «Совкомфлот» пролетел с IPO совсем по другим причинам. В конце концов, на «арктический блеф» компании с чистой прибылью от $150 до $200 млн в год инвесторы могли бы просто закрыть глаза. «Понтоваться» перед публичным размещением - устойчивая традиция, что в России, что на Западе. Однако потенциальные покупатели просто испугались. Испугались тех масштабов воровства, «кумовства» и коррупции, которые на протяжении долгих лет царили в российской судоходной компании. В декабре 2010 г. судья Высокого суда Англии Эндрю Смит вынес приговор по делу «Совкомфлот» против Юрия Никитина и Дмитрия Скарги. Решение на 420 страницах стало приговором всей российской бизнес-модели, где вместо законов действуют «понятия» и «круговая порука».

Эта история началась в 2005 году, когда пароходство подало в английский суд иск о взыскании со своего бывшего гендиректора Д.Скарги и его друга нефтяного трейдера Ю.Никитина ущерба от сделок, совершенных в 2001-2004 гг. (договоры на аренду судов, опционы по купле-продаже танкеров на «некоммерческих условиях или по явно заниженным ценам» и проч.).  По заявлению «Совкомфлота», за халявную аренду и увод в оффшор судов пароходства Никитин давал Скарге и другим должностным лицам компании взятки в виде различных шикарных подарков. К середине 2009 г. в процесс включилась «дочка» «Совкомфлота» - «Новошип» (Новороссийское пароходство) и ее структуры, в числе ответчиков появился бывший гендиректор «Новошипа» Измайлов, брокерская компания Clarkson & Company. Общее число истцов превысило 120, ответчиков - 30, а сумма иска - $800 млн. Обвинения остались прежними: разбазаривание российского госфлота группой «друзей по бизнесу».

Тем не менее, Высокий суд Англии отверг все претензии к Скарге и Измайлову, отметив, что согласно российскому законодательству (в отличие от британского) щедрые «дары» Никитина нельзя считать взятками. В результате иск компании был удовлетворен лишь на $35 млн  (один из эпизодов по получению Никитиным «секретных комиссий» от брокеров «Совкомфлота»), притом что только судебные разбирательства обошлись в $50 млн. С учетом компенсации судебных издержек и выплат по заключенным в ходе процесса мировых соглашений «Совкомфлоту» удалось возвратить лишь $150 млн. Однако репутация как самой компании, так и ее топ-менеджмента была окончательно порушена.  Из решения судьи Смита следовало, что нынешний глава пароходства Сергей Франк не может являться «надежным свидетелем», так как судебный конфликт уходит корнями в личное противостояние двух нефтетрейдеров - Никитина и владельца Guvnor Тимченко. Кроме того, в процессе суда выяснилось, что в команде Франка продолжали работать люди, которым, по заявлению «СКФ», давал взятки Никитин. Все это позволяет говорить о заказном характере дела.

В настоящее время «Совкомфлот» пытается оспорить решение Английского суда, в свою очередь, Никитин, Скарга и Измайлов требуют оплатить расходы на защиту, а также возмещение и компенсацию за свои средства, которые были заморожены в течение многих лет в связи с судебным разбирательством. Предсказать исход тяжбы не берется никто.

Судебный процесс уже стал серьезной причиной для недовольства инвесторов. Осенью 2010 года пароходство привлекло заимствования на долговом рынке, разместив семилетние облигации с доходностью 5,375% на сумму $800 млн. В международном проспекте выпуска облигаций о судебных рисках не говорилось ни слова, наоборот «Совкомфлот» заверял, что «дело в шляпе», и суд будет выигран. Крайними в этой ситуации оказались агенты по размещению - международные банки JP Morgan, Deutsche Bank и ВТБ Капитал. Сейчас им вполне могут приписать ввод покупателей в заблуждение.

В таких условиях, идея об IPO пароходства на Лондонской бирже загнулась сама собой. В итоге самому Нарышкину (экс-председатель совета директоров компании) пришлось становиться в «неудобную позу» и заявлять о переносе сроков в связи с негативным трендом на рынке. Впрочем, «отмазки» главы президентской администрации никаких плодов не принесли. Судебный процесс и всплывшие в ходе него факты похоронили саму идею публичного размещения акций «Совкомфлота» на западных биржах. Ни через год, ни через два иностранные инвесторы не будут вкладывать средства в компанию, где распил миллиардных активов стал обыденным делом.

«Масло в огонь» подлило и международное рейтинговое агентство Moody's, понизив с "Baa3" до "Ba1" с негативным прогнозом рейтинг «Совкомфлота» и выпущенных компанией облигаций. Официальная причина - ухудшение операционных и финансовых показателей пароходства в связи с продолжающимся ослаблением глобального рынка танкерных перевозок.

Вдобавок ко всему, американская Seacor Holdings (владелец судоходной SCF Marine) оспорила регистрацию товарных знаков "Совкомфлота" - SCF, SCF Sovcomflot, SCF Novoship и SCF Unicom. Seacor Holdings утверждает, что ее дочка SCF Marine использует бренд SCF с 1980-х годов, когда «Совкомфлота» и в помине не было. Игроки рынка уже исходят сарказмом: «своей чести компания лишилась в Англии, в США у нее отнимут еще и имя».

Поводов для злой иронии добавил и Кремль, назначив председателем Совета директоров «СФК» бывшего полпреда президента в СЗФО Илью Клебанова. Метафорических сравнений с подлодкой «Курск» тонущему «Совкомфлоту» теперь точно не избежать.

 

Алексей Петров 

Источник: Арктическое информационное агентство.

ОАО "Современный коммерческий флот" (Совкомфлот) - крупнейшая российская судоходная компания, один из ведущих мировых энергетических перевозчиков. Учреждена на основании распоряжения Правительства РФ в 1995 г. Флот предприятия - 156 судов общим дедвейтом около 12 млн тонн. Валовая выручка компании в 2010 году по МСФО - $1,3 млрд (+7,4% к 2009 году), EBITDA - $533,3 млн (на 3% меньше, чем в 2009 году), чистая прибыль - $164,3 млн (на 11,3% меньше, чем годом ранее). Все 100% акций компании принадлежат государству.

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (324)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20