Когда делать нечего. "Казак" Тутов и "помор" Беднов спорят о родине Ермака Тимофеевича
А жители Подвинья уверены, что атаман родом из их мест. Не так ли семь
греческих городов оспаривали право называться родиной Гомера, а многие
города Средней Азии и поныне считают своим уроженцем Ходжу Насреддина?
Так откуда же, Ермак?
Архангельский писатель, руководитель
регионального отделения «Народного Собора» областной атаман отделения
Союза казаков России Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов
беседуют о проекте «Родина Ермака».
Анатолий Беднов: - В
красноборском селе Шеломя (согласно народной этимологии, через это село
Ермак с дружиной «шел, ломя») создается туристический центр. С недавних
пор Красноборье считается резиденцией белого гриба, а теперь эти места
позиционируются для туристов как отчина Ермака.
26 октября, День
взятия столицы Сибирского ханства Кашылка, в 19-м веке был провозглашен
Днем Сибири. К сожалению, он не отмечается на государственном уровне.
Александр
Тутов: - Ермак дорог не только казакам и сибирякам, но и жителями
Русского Севера. Уже почти никто не спорит, что большая часть Сибири
освоена выходцами отсюда, среди которых были такие выдающиеся
землепроходцы и мореплаватели как Дежнев. Хабаров, Атласов, Пянда и
другие. Они одновременно были и казаками, и поморами – здесь нет
никакого противоречия.
У меня вышло несколько научных статей на
эту тему в официальных научных сборниках и журналах. Суть в том, что во
время гонений, которые были организованы московскими князьями против
новгородцев и двинян, потомков ушкуйников (а большинство ушкуйников –
это не новгородцы, а двиняне и хлыновцы), многие из них ушли на юг. Они
основывали станицы на Дону и Тереке. Многие ходили вниз по Волге, как
впоследствии Ермак. Другим направлением походов был путь «встречь
солнцу», в Сибирь.
Вот почему они хорошо знали эти
дороги, владели картографией, вот почему тот же Ермак пошел в Сибирь,
при этом большая часть его дружины были выходцами или потомками выходцев
из Поморья. И одновременно были казаками. Они умели общаться с местными
племенами, поэтому остяки, вогулы и другие народы так быстро перешли на
сторону Ермака. Ведь они уже соприкасались с русскими и знали, что
русские – не жестокое племя. Фактически война велась против одного
Кучума, который, хоть и пытался собрать ополчение, но оно быстро перешло
на сторону Ермака и стало помогать ему, пусть и не военной силой, но
проводниками, едой. Потому и продвижение Ермака шло успешно.
А.Б.:
- О том, что Ермак родился или, по крайней мере, жил в Подвинье писал
известный архангельский историк Владимир Булатов, приводя в
доказательство отрывки из летописей.
А.Т.: - Вслед за его
публикациями тема Ермака стала все чаще звучать на Севере, в частности, в
Красноборском районе. Особенно после того, как мы организовали
несколько экспедиций в места, где Ермак стоял станом, когда Строгановы
снаряжали его в Сибирь.
Там много названий, связанных с
пребыванием Ермака: Ермаков колодец, Ермаков ручей, Ермакова лестница,
деревня Ермачиха. И сейчас там разрабатывают маршрут «Тропа Ермака». Мы
уже давно работаем с Михаилом Ожеговым, который одновременно занимается в
селе Шеломя созданием «Резиденции белого гриба», так как район богат
грибами. Строятся гостевые домики, прокладываются туристические
маршруты.
А.Б.: - Виноградовский район, где находится старинное село Борок, тоже претендует на звание «Родины Ермака»…
А.Т.:
- Красноборцы активно «перетаскивают» этот бренд к себе, просто потому,
что они более активны. Виноградовцы свой бренд «Борок – родина Ермака»
слабо раскручивают. Сложность и в том, что виноградовский Борок неудачно
расположен: нет нормальных дорог, чтобы попасть туда, надо
переправляться через Двину.
А.Б.: - Но ведь есть иные версии происхождения Ермака – донская, пермская и другие, у них свои факты и аргументы…
А.Т.:
- Если даже все это объединить, то получается, что Ермаку Север все
равно близок. Зачем было Строгановым приглашать совершенно неизвестного
казака, чтобы идти в Сибирь, где казаки не бывали – они совершали походы
на Черное море, в Крым? Но между походами против Крымского и Сибирского
ханств разница очень большая. Крымские татары в Бахчисарае и сибирские
татары в Кашлыке – это совершенно разные народы. И воевать с ними надо
было по-разному. А Ермак хорошо знал Север.
А.Б.: - А человек, знающий Север, в Сибири не пропадет.
А.Т.:
- Попробуйте-ка, например, москвича, забросить в тайгу в июле, когда
свирепствует гнус. Он не выживет! А Ермак и его люди не только выжили,
но и победили в войне с Кучумом.
А.Б.: - Ермака часто сравнивают с конкистадорами.
А.Т.:
- Да, сходство с такими фигурами, как Кортес, Писарро, Бальбоа, есть.
Но, в отличие от завоевателей Америки, Ермак не уничтожал местное
население. Можно сказать, благодаря Ермаку и его последователям
сибирские народы и сохранились. При этом часть сибирских татар были
союзниками русского царя до прихода Кучума, который их уничтожил.
А.Б.:
- Та же судьба ожидала бы и другие сибирские племена, которые выражали
лояльность московскому царю. Если бы не Ермак, избавивший их от
деспотической власти Кучума.
А.Т.: - Надо брать пример с Ермака,
как в его героизме, так и в умении обращаться с другими народами. Это –
национальный герой, которого местные сибирские племена даже
обожествляли, складывали о нем легенды. Ермак – одна из немногих
знаковых фигур для нашей области, наряду с Ломоносовым, Барановым,
Дежневым, Хабаровым. Не зря многие семьи в Сибири носят северные
фамилии. Хотелось бы, чтобы администрации Виноградовского,
Красноборского и других районов поднимали эти фигуры на пьедестал,
помогая развитию туризма в области. Для этого нужны места проживания,
маршруты, выставки, инсценировки. Можно было бы, например, разыграть
сражение казаков Ермака с Кучумом. Дни Ермака раньше проводились в
Виноградовском, Верхнетоемском районе, а, начиная с этого года, будут
проходить в Красноборском.
Он станет местом встречи
казаков и всех патриотически настроенных людей. Ведь казачество –
неотъемлемая часть истории Севера. Еще в 16-м веке казаки защищали от
шведов Соловецкий монастырь. У меня есть такая версия: когда Новгород
пал, часть народа ушла на юг и стала казаками, а часть ушла на север и
стала поморами. Потому что эти люди очень близки по духу. Просто одни
более спокойные, привыкшие к тяжелым условиям Севера (голод, суровый
климат), а другие испытывают тягу к риску. Не зря наш великий писатель
Владимир Личутин сказал, что казаки и поморы- соль русского народа. То
есть между ними много общего.
А.Б.: - Многое роднит их с
сибиряками, так как Сибирь осваивали казаки и поморы. Даже названия
ветров на Байкале, Лене, Колыме те же, что и в Поморье: сиверко,
шелоник, всток.
А.Т.: - На Дону тоже много похожих названий, у
меня даже статья на эту тему есть. Еще в 19-м веке историки
подтверждали, что есть немало схожих слов у жителей Архангельской
губернии и донских казаков. Географические названия, постройка домов,
многие традиции совпадают. Это не может быть случайностью. Те же былины
записывали в Архангельской, Олонецкой губерниях (современная Карелия) и
на Дону. И эти былины очень похожи.
Надеюсь, что получит
поддержку еще один проект по Ермаку. Мы в свое время с Игорем Ждановым,
Еленой Шнайдер, Валерией Жгилевой снимали фильм о родине Ермака. На
основе частично старых материалов, с новыми съемками планируется снять
новый фильм о Ермаке с инсценировками сражений, которыми займутся
представители клубов исторической реконструкции. Режиссером будет Елена
Шнайдер, я – автором сценария и постановщиком батальных сцен. Считаю,
что наша область имеет все права использовать фигуру Ермака для
патриотического воспитания молодежи и развития туризма.
А.Б.: - Так все-таки, откуда родом Ермак Тимофеевич?
А.Т.: - Скорее всего, Ермак – донской казак, чьи предки, по-видимому, выходцы с нашей территории.
А.Б.: - Получается, Ермак вернулся на родину предков?
А.Т.:
- Именно Поморье дало большое количество знаменитых казаков,
первооткрывателей новых земель, присоединивших их к России, за которые
мы должны теперь переживать, и. если понадобится, защищать их. Народы
Сибири считают себя неотделимыми от России и русского народа. И, когда
русских обижают, многие из них приходят на выручку. Якутские и
тунгусские снайперы на службе России зарекомендовали себя как одни из
лучших. А ведь дружба этих народов с русскими зародилась именно в те
времена, когда Ермак начал присоединять сибирские земли к России. И
присоединял так, чтобы не обижать коренное население, а, напротив, взять
его под свою защиту. И сибирские народы до сих пор платят
благодарностью за это. А мы, в свою очередь, должны быть благодарны им,
что живем уже несколько столетий в мире и дружбе.
По материалам "Клуба СМИ"