Архангельская Рыба для норвежского Челльфьорда
Для северян, живущих по берегам полярных морей, рыба всегда была понятием очень емким. Она означала не просто источник пропитания, а основу всей жизни. Возвращалось с моря судно с богатым уловом – и рыбацкий поселок процветал, строил дома, ехал в города за обновами, веселился. Не было улова – и приходилось даже идти по миру. Рыбу чтили, ее одухотворяли, ей поклонялись. Думается, именно это и привело группу активистов, осуществляющих в норвежском городке Челльфьорде проект «Фолдал», к идее поставить у себя памятник Рыбе. Проект «Фолдал» назван так по имени рыбоперерабатывающей фабрики, которая когда-то располагалась в Челльфьорде. Затем она прекратила существование, оставив после себя несколько пустующих зданий. Они-то и навели руководителя департамента культуры коммуны Лебесбю Пера КРИСТЕНСЕНА на мысль использовать их для продвижения в глухую провинцию, как сказали бы у нас, высокой культуры. Так и родился проект «Фолдал». С одной стороны, он предусматривал создание возможностей для привлечения и работы в городке и его окрестностях художников. И не только Норвегии, но и других стран, прежде всего – Баренцева региона. Пусть воспевают местные красоты. Другой составной его частью стал блюзовый фестиваль, посвященный памяти недавно умершего норвежского музыканта Кристена ЛЮНГЕДАЛЯ и потому названный его именем. В одном из зданий бывшей фабрики оборудовали прекрасный концертный зал, в другом – гостиницу. А в дальнейшем намерены были взять под проект и остальные три здания, расположенные прямо на берегу залива, чтобы устроить там музей, библиотеку, фонотеку. То есть сделать для Челльфьорда, где всего населения не наберется и полторы тысячи человек, настоящий культурный центр. В нынешнем году этот центр значительно раздвинул свои границы – здесь открылась картинная галерея. Просторная, элегантно оформленная – такой могут позавидовать и крупные города. И принять участие в первой же выставке, наряду с группой норвежских художников, была приглашена архангельский скульптор Надежда ШЕК. Приглашение получилось не случайным. Норвеги уже давно были просто очарованы ее работами и, не задумываясь, именно ей предложили сделать для Челльфьорда памятник Рыбе. В сентябре Шек гостила в Челльфьорде. И не столько гостила, сколько присматривалась к молу, который она выбрала для своей Рыбы, и издали, и вблизи изучала его, фотографировала, прикидывала эскизы памятника, искала вокруг городка камни, подходящие для этого необычного монумента, выстукивала их, внимательно прислушиваясь, пыталась постичь норвежский менталитет… Вместе с ней принять участие в выставке приезжал и архангельский художник Сергей ЗВЯГИН. Он тоже не терял времени зря, налаживал контакты, рисовал. И даже провел цикл семинаров по живописи в Челльфьорде и его окрестностях. Желающих учиться оказалось так много, что он намеревается вместе с Шек такие семинары продолжить, более того, охватить ими всю губернию Финнмарк. Сейчас они уже дома. Звягин тут же, пока свежи норвежские впечатления, уселся за мольберт. А Шек, едва успев войти в мастерскую, вплотную занялась Рыбой.