Александр МЕЗЕНЦЕВ, рок-продюсер и директор фестиваля «Беломор-Буги»: «Самый первый фестиваль был большой авантюрой с моей стороны»
- Я отношусь к категории людей, которые тоже когда-то играли, сначала в школе, а потом в студенческие времена в Питере, - вспоминает Мезенцев время своего знакомства с рок-музыкой, которое в определенный момент привело его к созданию архангельского фестиваля. – Скажем так, когда самому не удается себя реализовать, хочется – да не прозвучит это как-то пафосно, – чтобы у других это получилось. Я прекрасно помню, с какими трудностями приходилось сталкиваться нам, когда не только о концертах – о нормальных репетициях приходилось мечтать. А про фестивали я вообще молчу, это было нечто недостижимое, космическое. Потом, уже позднее, в начале 90-х, в Архангельске после продолжительного затишья мы стали проводить первые регулярные клубные концерты. И в январе 95-го года все это вылилось в первый «Беломор-Буги». Тогда, конечно, не планировалось, что это будет традиционный фестиваль – можно сказать, это была попытка собрать вместе все имеющиеся на тот момент силы, а набралось порядка двадцати пяти команд, причем не только из Архангельска, но и области. Проходило все действо в течение трех дней в «Краске» (так на тогдашней рок-фене назывался ДК завода «Красная Кузница», ныне КЦ «Соломбала-Арт» - прим. А.Ш.). С моей стороны это была авантюра, и без помощи того же Кости Стрелкова, а также директора ДК Виктора Мананкова ничего бы не получилось.
- Самые сильные воспоминания о первом фестивале – кто-то запомнился?
- Да, конечно, я даже сейчас помню всех, но особо выделялись «Люди Под Лестницей» и группа из Ярославля «Мистер Бон» - очень качественная музыка в духе AC/DC. Хорошо помню LOW AMO, у них определенно было свое лицо.
- А как родилось само название «Беломор-Буги»?
- Изначально было желание внести, так сказать, местный колорит, а БУГИ мы расшифровывали как «Будь готов играть!». В общем, во всем этом было найдено какое-то удачное созвучие.
- Я знаю, что с каждым годом количество коллективов, желающих приехать на архангельский фестиваль, неуклонно растет, ты получаешь массу демо-записей, и т.д. Каким образом удалось сделать провинциальный рок-фестиваль столь привлекательным для иногородних музыкантов?
- Одним из моих принципов всегда был не выезжать за счет приглашенных, пусть и хороших, столичных групп, а раскручивать местные силы, а также, конечно, гостей из Ярославля, Мурманска и т.д. Например, первая группа из Питера появилась на «Беломор-Буги» только на шестом фестивале, а на нынешнем впервые (!!!) приедет команда из Москвы. В отличие от многих нынешних фестивалей, которые с первого раза не стесняются называть себя всероссийскими – при том, что часто у них представлено лишь 5-7 городов, - у нас прошло уже десять фестивалей, и география участников говорит сама за себя. В нынешнем году к нам впервые приедут музыканты еще из шести городов – и я впервые задумал спросить у публики со сцены, имеем ли мы право называть наш фестиваль всероссийским. Думаю, что ответ и фэнов, и музыкантов будет положительный, тем более, что никто из наших гостей никогда не был разочарован! Мне важно, чтобы участие в «Беломор-Буги» не стал для коллектива единичной вспышкой, что именно здесь он познакомился с устроителями других фестивалей – и, возможно, уже став «звездной», группа вспомнит, что когда-то именно наш фестиваль стал для нее определенным трамплином в его восхождении к вершине. И такое уже бывало – вспомните группы ANIMAL JAZZ, ДЖАН КУ и другие. В этом году мы, впервые в истории фестиваля, пригласили группу из Москвы – дело не в нашем «провинциальном снобизме», просто в последнее время я стараюсь работать с коллективами и устроителями других фестивалей по бартеру – мы приглашаем вас, вы приглашаете к себе архангельский коллектив. Конечно, не совсем правильно было бы это требовать от Котласа, или, скажем, Онеги, где просто нет ни фестивалей, ни клубов. А в Москву для наших коллективов пробиться до сих пор очень сложно – ни на фестивали, ни в клубы. Они не отвечают на письма, не слушают демо-записи, смотрят «по диагонали» пресс-релизы, их не волнует, что группа выступала до этого в Норвегии и Голландии, объехала пол-России. Нам говорят – приезжайте, играете в понедельник, 30 минут, кроме вас еще 10 начинающих групп, в зале в итоге будет 30 человек – они считают что это нормально! И мы им ничего доказывать не собираемся, и без них замечательно обойдемся. Именно для этого я приглашаю на «Беломор» продюсеров из других городов – наша задача придумать вместе некую схему поддержки наиболее толковых, перспективных коллективов, проложить некий фестивальный маршрут Архангельск – Северодвинск – Сегежа – Киров - Нижний Новгород и т.д. Я хочу чтобы команды не бегала в поисках контактов, а вписывалась в уже существующую схему, а все остальное это уже их дело.
- Но московская команда все-таки появится в этом году…
- БРИТВА ОККАМА - это команда, играющая так называемый альтернативный рок. Из Москвы в этом году были разные предложения, но остановились мы на этих ребятах, которых увидели на фестивале в Вологде. Ребята играют очень ровно, команда на подъеме, недавно они отыграли на «Нашествии», у них в составе есть бас-гитаристка, и, что для меня важно, нам удалось договориться без всяких этих самых (Мезенцев демонстрирует широко расставленные пальцы рук – прим А.Ш.). На каком основании я буду облизывать и обливать сиропом никому не известные команды, которые в силу своей московской или питерской прописки считают, что они уже этим заслужили исключительность и бешеный гонорар?! Этого не будет!!!
- Но ведь понятие хэдлайнер на фестивале все же существует?
- Конечно, и публика не дура, она знает, кто здесь кто. Прежде всего это питерские THEODOR BASTARD, уже успевшие отлично засветиться в Архангельске, это BLIND VANDAL, архангельская группа, заслужившая признание в других городах, это ростовская АБВИОТУРА, это москвичи, и, конечно, это культовая группа из Мирного ТРУПНЫЙ ЯД. При этом у нас существует обязательная «квота» для групп из Архангельской области, Северодвинска и областного центра. По поводу звуковой концепции фестиваля – мы приглашаем коллективы абсолютно разных направлений, это часть нашей формулы. Поэтому на сцене вы услышите и традиционный рок, и тяжелый, и альтернативный, и какие-то корневые направления, вроде блюза. Такое разнообразие программы дает то, что зрителям зачастую даже некогда выйти в буфет пива попить – люди боятся пропустить что-то интересное. Условия у нас таковы – абсолютно всем гостям и участникам оплачивается гостиница и питание, кому-то оплачивается еще и проезд. Ведь фестиваль это всегда огромные расходы, которые не были бы нам под силу без поддержки спонсоров, главным из которых является судоходная компания «ОНЕГО». Сегодня нам работать легче – создана настоящая инфраструктура, которая далеко не ограничивается одним только фестивалем – это и газета, и радиопрограмма, и подведение рок-итогов года, и клубные концерты, и вывоз наших команд на другие фестивали. Я не хочу это называть продюсерским центром, про примеру некоторых – важно, что этот механизм работает!
- Через тебя проходят новые альбомы и демо-записи, наверное, всех архангельских и северодвинских групп. Можешь припомнить, когда в последний раз тебя поразил какой-то новый местный коллектив?
- …Эээ… Это было в прошлом году, группа ПОИГРАЕМ И УЙДЕМ из Северодвинска. Эти ребята меня поразили по-настоящему – самый что ни на есть народный стиль, простая с традиционным набором инструментов музыка, - но за всем этим чувствуется личность! Их солистка, Лена, пришла в рок из бардовской песни, оттуда, откуда приходит в рок, наверное, лучшая поэзия. С тех пор прошло не так много времени… Но больше ничего равного им из новичков я припомнить не могу, это честно.
Алексей М. ШЕПТУНОВ,
специально для «Русского Севера».